Дело всей жизни. Часть 1

В 1400 году во Флоренции разразилась чума. Смерть уносила сотни людей. По улицам города грохотали телеги, увозившие мертвых. Чума, голод, разорение — этим ознаменовался для флорентийцев наступающий XV век. Но беда, к счастью, не вечна. Эпидемия окончилась, и город — колыбель итальянского Возрождения — стал понемногу возвращаться к жизни.

Пришла пора подумать об украшении пострадавшего от мора и пожаров родного города.

Флорентийская синьория вместе с купеческим цехом решила приступить к созданию недостающих дверей древнейшего и наиболее почитаемого храма Флоренции — Сан-Джованни. Всем лучшим мастерам Италии было предложено явиться во Флоренцию, дабы представить компетентным судьям и горожанам свои работы. По ним следовало отобрать тех, кому предстояло участвовать в конкурсе по украшению Сан-Джованни.

Множество мастеров поспешило в славный город, надеясь добиться высокой чести. Вместе с другими во Флоренцию прибыл и юноша 20 лет. В кармане у него лежало письмо отчима, ювелира Бартоло ди Микеле, извещавшего об объявленном конкурсе. Из всех претендентов консулы отобрали лишь семерых мастеров: троих флорентийцев и четырех тосканцев. Среди последних был и герой нашей истории, в будущем великий итальянский скульптор Лоренцо ди Чоне Гиберти.

Все семеро должны были сделать одну «бронзовую историю», подобную тем, которые ранее исполнил Андреа Пизано для первой, южной, двери крещальни — баптистерия. Был задан и сюжет — «Жертвоприношение Авраама». На этом сюжете можно было проверить искусство скульпторов в исполнении обнаженного и задрапированного человеческого тела, животных, пейзажа. Трудность задачи заключалась еще и в умении разместить фигуры в небольшом пространстве готического квадрифолия.

В число участников этого художественного соревнования входили тогда еще неизвестные, а в будущем великие мастера Возрождения Брунеллески и Донателло. Сроку было назначено год. И, как отметил впоследствии Джорджо Вазари, составивший жизнеописание Гиберти, «каждый принялся за работу со всяческим рвением и старанием, вкладывая в нее всю свою силу и умение, дабы превзойти друг друга в совершенстве, и скрывая в тайне то, что они делали, чтобы не было совпадений».

Лоренцо под руководством своего отчима и наставника Бартолуччо занимался изготовлением моделей из воска и гипса. И каждую из них, перед тем как пускать в работу, Лоренцо Гиберти в отличие от других конкурентов показывал всем желающим, если только они хоть что-нибудь смыслили в ремесле скульптора. Он верил в свои силы и не боялся «чужого» глаза, напротив, дорожил мнением понимающих людей.

Другие материалы