Дело всей жизни. Часть 2

Каждому из соревнующихся, несомненно, хотелось выиграть. И Лоренцо, конечно, имел на это свои причины. Последние годы он скитался по разным городам. Некоторое время работал в Пезаро у синьора Пандольфо Малатесты. К сожалению, живописные работы Гиберти, созданные им в Пезаро, не сохранились, однако можно предположить, что они были весьма высоки по качеству исполнения. Недаром синьор Малатеста не хотел отпускать Лоренцо на конкурс во Флоренцию, всячески удерживая его при своем дворе. Гиберти необходимо было получить право выполнять заказ синьории не только потому, что это была большая честь для молодого мастера и что такая работа, несомненно, прославила бы его имя. Важно было и другое: заказ этот давал большие деньги, и Гиберти вместе с отчимом смог бы наконец отказаться от изнурительного, неинтересного для него труда: изготовления колец и сережек, смог бы целиком посвятить себя любимому искусству.

И вот наступило время конкурса. Был 1402 год. Во Флоренцию съехались видные художники и скульпторы, чтобы вместе с флорентийскими художниками вынести суждение по поводу представленных работ. Комиссия, состоявшая из 34 человек, долго и внимательно знакомилась с произведениями. После многочисленных обсуждений лучшими были признаны «истории» Гиберти и Брунеллески. Кому же из них отдать предпочтение? Тут мнения разделились.

Вазари рассказывает, будто бы «Донато (Донателло. — М. Н.) и Филиппо (Брунеллески. — М. Н.), увидя мастерство, вложенное Лоренцо в его работу, отошли в сторону, поговорили между собой и решили, что работу следует поручить Лоренцо». Возможно также, что консулы и художники, посовещавшись, пришли наконец к единому мнению. Так или иначе, изготовление дверей поручили Гиберти.

Двери баптистерия. Фрагмент
Двери баптистерия. Фрагмент

Брунеллески сразу же уехал из Флоренции, а Гиберти принялся за выполнение заказа. Художник еще не знал, что создание дверей для Флорентийского баптистерия займет основную часть его жизни, что за первыми дверьми последует изготовление других и именно их Микеланджело назовет «Врата рая». Эти врата прославят Гиберти на всю Италию, и слава его укрепится в веках. А пока двадцатилетний Лоренцо день и ночь трудился над своими первыми, северными, дверьми баптистерия. (Северными они стали после перевески дверей, когда главный вход, где были первоначально повешены эти двери, заняли «Райские врата»).

Другие материалы