Дело всей жизни. Часть 6

Первый раз в жизни «колдует» Гиберти над такими большими рельефами. Есть простор, и сразу же хочется усилить впечатление этого простора. Лоренцо строит и строит архитектуру в своих рельефах. Это уже не маленькие отдельные элементы здания, это огромные арки с лестницами, террасы, на которых происходит действие. А на заднем плане скульптор тщательно вылепливает горы. Каждый рельеф — это иное пространство, глубокое, живое, наполненное людьми. Гиберти включает в свои сюжетные композиции и жанровые сценки, сходные с теми, которые видит на улицах родной Флоренции. Все герои, изображенные на рельефах, одеты в одежды флорентийцев, его современников. Не в силах он уйти от действительности.

Время идет. Вот уже старший сын помогает Гиберти в мастерской, в его бесконечной работе над дверьми. Порой скульптору кажется, что так завещано ему свыше — всю жизнь делать двери для храма, а остальное — так, случайные заказы, не стоящие внимания. Он огорчается, когда приходится отвлекаться на другие заказы, но что поделаешь. За время создания вторых дверей он выполнил еще несколько рельефов для сиенской крещальни Кверча и для гробницы святого Зиновия.

В 1430 году Лоренцо едет в Рим. Ему хочется еще раз увидеть древний город, полюбоваться его архитектурой. Именно римские арки перенесет потом Лоренцо ди Чоне на свои рельефы. Рим не только вновь ошеломил его обилием античных памятников, древних руин и мозаик, он побудил скульптора взяться за перо.

Двери баптистерия. Фрагмент
Двери баптистерия. Фрагмент

Приехав обратно во Флоренцию, Гиберти начал труд, которому посвятил последние двадцать пять лет жизни. Днем он работал с бронзой, а вечерами писал свои «Комментарии» — историю искусств. Слишком много образов роилось в его голове, слишком много воспоминаний и размышлений. Начал он писать для себя, чтобы лучше разобраться в искусстве прошедших веков. Но постепенно труд его из камерного превращался в научный трактат.

Он разделил его на три части. Первую часть Гиберти посвятил античности. Скульптор и ученый пересказал историю античного искусства по Плинию. Вторая — наиболее интересная. Она отведена искусству средних веков. Лоренцо начал ее с характеристики этого искусства. Но главное заключалось в том, что он первым обратился в своей работе к биографиям художников.

Другие материалы