«Гигант флорентийский». Часть 12

Из песни в песнь «Божественной комедии» вел Данте его «сладчайший учитель» Вергилий. От юности до края жизни сопровождают Микеланджело, сопутствуют помыслам два имени — Данте и Доменико Савонаролы, доминиканского монаха-бунтаря. Вот что пишет Кондиви: «И чтил сочинения Савонаролы, ибо с кафедры слышал его голос». Флоренция, испытанная в битвах, не знала примера подобной отваги и стойкости. 37 лет было Савонароле, когда Пико делла Мирандола был настолько взволнован его речью, что убедил Лоренцо Великолепного, некоронованного властителя города, пригласить его во Флоренцию. В 1495 году в монастыре Сан-Марко начал проповеди Савонарола. На стенах обители светились нежные краски утонченного, благостного живописца Беато Анджелико. В саду Сан-Марко услаждали взор зелень травы и свежесть роз. А с кафедры раздавался гневный голос, взывающий к совести, требующий свободы Флоренции, обрекающий на возмездие и кару патрицианство и церковь, клянущий стяжательство, хищничество, разврат, гнездящиеся при дворе папы римского Александра VI Борджиа: «Я спрашиваю тебя, Рим, как терпит тебя земля!»

Народ Флоренции внимал ему затаив дыхание. Под сводами Сан-Марко собирались философы, художники, поэты. Среди них — молодой Микеланджело. «Во Флоренции господствовал Савонарола, подобно тому как 140 лет тому назад Кола ди Риенци в Риме. Его стараниями во Флоренции была введена полная демократия» — так скажет об этом человеке столетия спустя Карл Маркс. Но борьба была предрешена. Савонарола обрекал себя добровольно; он не уступил увещаниям папского Рима — обещанной мантии кардинала и не склонился перед отлучением от церкви. Он принадлежал к числу тех властителей дум и слова, у которых можно отнять все, кроме их дара продолжать возвышенную речь. Последовали дыба, пытка — и костер. Микеланджело услышит об этом в Риме. Он оплачет гибель Савонаролы в трагической «Пьета». И восславит геройство человека, встающего на борьбу, в мраморной статуе «Гиганта флорентийского».

Багровый отсвет костра зажжет его сердце, опалит творчество.

25 января 1504 года Микеланджело открыл двери мастерской. «Гигант», по слову Вазари, «отнял славу у всех статуй: современных и античных, греческих и римских». Открытие памятника было одним из тех событий, по которым народ ведет свое летосчисление. Во Флоренции так и говорили: столько-то месяцев и лет до «Гиганта» или столько-то после него.

Другие материалы