Родник, из которого черпали все. Часть 2

Красота в понимании Верроккьо прежде всего красота юности. Это одна из живых идей Возрождения. У Давида, 15—16-летнего юноши, вчерашнего подростка, тонкие руки, узкие плечи, большая голова. Короткая куртка не скрывает худобы его тела — под ней просматриваются даже выступающие под кожей ребра. Верроккьо передает и напрягшиеся жилы на руках Давида.

Статуя прекрасно отлита и прочеканена. Отметим, что такого технического мастерства исполнения ранее скульптура не знала. Искусно переданы гладкая поверхность обнаженного тела, фактура ткани и металла, развевающиеся волосы на головах Давида и Голиафа. В том, как тонко трактованы различные детали, как противопоставляются друг другу Давид и Голиаф, можно видеть главный смысловой и декоративный эффект композиции Верроккьо.

Возможно, чуть позднее «Давида» Верроккьо исполнил статую «Мальчика с дельфином» для фонтана виллы Медичи в Кареджи. Мальчик стоит на одной, левой ноге, отставив правую назад в позе бега или танца. Двумя руками он прижимает к своей груди извивающегося и вырывающегося дельфина, из пасти которого льется тонкая струя воды.

Статуя тщательно продумана, вплоть до мельчайших деталей и выполнена с чрезвычайной тонкостью. Очень выразительно чуть асимметричное лицо мальчика. Глаза прищурены. В полуулыбке, раздвигающей пухлые щечки, приоткрыт рот. От порыва ветра разметались волосы, образовав забавный хохолок.

Тему танцующих и играющих детей в итальянское искусство Возрождения впервые ввел Донателло. Верроккьо развил тему. Мальчик, созданный им, стремителен и мягок в движении, резок и трогателен, выразителен и прост. Именно такая работа возрожденческим духом своим и поражающим воображение мастерством могла поставить Верроккьо в один ряд с виднейшими мастерами Флоренции.

И действительно, во второй половине шестидесятых годов пятнадцатого столетия имя Верроккьо нередко встречается в документах художественной жизни Флоренции. Он выполняет различные работы. Среди них — бронзовый позолоченный шар, который 27 мая 1471 года при большом стечении народа был установлен на куполе собора Санта-Мария дель Фьоре, бронзовый канделябр для палаццо Веккьо во Флоренции, штандарты для рыцарских турниров, а также ряд живописных произведений.

Важным ответственным заказом стала гробница двух сыновей Козимо Медичи — Пьетро и Джованни, выполненная Верроккьо по просьбе известного покровителя искусств из рода Медичи Лоренцо Великолепного, сына Пьетро, унаследовавшего после своего отца власть над Флоренцией. Скульптор выступает здесь прежде всего как архитектор. Гробница весьма похожа на античную триумфальную арку. В ней использованы бронза, красный и зеленый порфир. Всячески оттенена былая светская жизнь усопших и этим подчеркнут гуманистический характер деятельности Пьетро и Джованни Медичи.

Другие материалы