«Есть лишь один путь стать художником — работать...». Часть 3

Итак, все складывалось благополучно. К молодому скульптору пришла известность. Перед ним раскрылись выставочные залы Рима, Парижа, Вены. Появились первые заказы. Но все чаще и чаще Мештрович задумывался над более сложными задачами, нежели выполнение заказов частных лиц.

Еще в академии у него зародилась мечта создать памятник в честь Косовой битвы. Постепенно мечта превратилась в конкретную идею — создание Видованского храма.

...Видов день. В этот день, 15 июня 1389 года, на Косовом поле произошла битва южных славян с турками. Храбро сражалось войско сербов и боснийцев с многочисленной армией хитрого и жестокого султана Мурата. Погибли в неравной борьбе отважные славянские богатыри. Но слава об их мужестве и героизме пережила века. О них слагались легенды, пелись песни. Народ верил, что герои Косовского сражения Марко Кралевич и Милош Обилич не погибли, а спят. Настанет час, и они проснутся и вновь поднимутся на борьбу.

По замыслу Мештровича Видованский храм должен был стать поэтическим повествованием в камне о борьбе южных славян, их подвигах и страданиях, символом их гордости и надежды.

Работая над проектом, автор (а он выступал и как архитектор) понимал грандиозность замысла, понимал — одной жизни мало, чтобы осуществить его. Ну что же, последующие поколения завершат начатое им дело, внося свое понимание истории, свое отношение к событиям таким далеким, но таким дорогим.

К сожалению, замысел этот остался неосуществленным. Видованский храм существовал в сердце и воображении художника. Он существует в проекте и деревянной модели, в скульптурах и барельефах. Скульптуры, выполненные специально для храма, так называемый Косовский цикл, внесли в искусство южных славян гражданскую тематику, окрашенную народно-освободительными идеями. Сейчас эти скульптуры украшают музеи социалистической Югославии.

Так каким же видел автор свое детище? Детище, в которое вложил душу, сердце, талант...

...В центре большой площади огромный храм. К нему ведет широкая аллея, которую украшают двенадцать каменных кариатид. Одетые в национальные одежды, величественные и скорбные, они как бы олицетворяют все южнославянские народности, боровшиеся за свою независимость. В конце аллеи скульптура сфинкса. Огромная фигура с головой женщины, в глазах — боль и печаль матерей, жен, потерявших на полях сражений своих сыновей и мужей. Она словно предупреждает о трагических событиях истории, рассказ о которых дальше.

В центре большого купольного зала — конная статуя Марко Кралевича. Стремительным порывом охвачена вся фигура легендарного героя. Марко и его красавец конь как бы вышли из былины. С высокой правдивостью передано могучее тело Марко со вздутыми жилами и напряженными мышцами, резко выступающими ребрами. Он весь порыв и движение. Марко Кралевич идет на верную смерть, понимая, что приносимая им жертва не бессмысленна, а необходима.

Как бы навстречу зрителю шагает другой герой Косовской битвы — Милош Обилич. Обнаженная фигура могучего воина, гордого и непреклонного, воплощает в себе славянский народ, вступающий в бой за светлое будущее.

Другие материалы