«...Монументальность! Это моя страсть...». Часть 3

Весь Краков позировал скульптору. Приходили художники, знаменитые актеры и актрисы, доктора. Позировали и президент Кракова Роле, и вице-президент Витольд Островский. Юные ученицы Краковской академии художеств, где преподавал Дуниковский, тоже служили моделями для женских «Вавельских голов». Всем было лестно украсить своими изображениями Вавель.

Некоторые портреты были, конечно, навеяны старыми «головами». Иногда эта связь ощущается сильно. «Голова дворянина», наверно, возникла под впечатлением «Головы юноши в берете». У них много общего в типе лица. Но различно не только образное звучание, но и манера исполнения. Дуниковский по-иному чувствует материал: он лепит форму угловатыми скульптурными массами.

Известный художник Леон Вычулковский послужил моделью для создания образа кочевника. Было что-то восточное в его скуластом лице с узкими раскосыми глазами, орлиным носом. Дуниковский дополняет образ некоторыми деталями: на голове кочевника монгольская косичка, в низко посаженное ухо продета серьга. Этот портрет близок старой вавельской «Голове кричащего мужчины». Художник заимствовал из старых «Вавельских голов» отдельные детали: украшения на голове, головные уборы, детали одежды, но трансформировал каждый образ по-своему.

Скульптор объединяет две задачи — декоративную и монументальную: каждое произведение увязано с архитектоникой зала, в то же время заметно единство с оригиналом. Принцип стилизации и декоративности — прием, впервые появившийся в портретах парижского периода.

Сочетая пристальное изучение натуры с огромной экспрессией форм и напряженностью творческой мысли, он создает новый «динамический» стиль, подчиненный архитектонике всего ансамбля.

«Головы» прославили скульптора, в Польше его стали называть Мастером «Вавельских голов».

Своим успехом в этой грандиозной работе Дуниковский обязан тому, что никогда не забывал учиться у старых мастеров. Он продолжал идеи своих учителей Яна Матейки, Станислава Выспяньского, выработавших программу создания «народного стиля» в искусстве. Тонкое чутье художника, умение подмечать в каждом человеке неповторимое, владение в совершенстве техникой резьбы по дереву — позволили создать уникальную серию портретов.

В творчестве Дуниковского всегда шли рядом два жанра, требующих самого пристального внимания к человеку — портрет и монументальная скульптура.

Последней он несколько «изменил», работая над «Вавельскими головами», но в тридцатые годы вновь возвращается к этому жанру: «Меня увлекает монументальность. Понимаете, монументальность! Это моя страсть», — говорит скульптор.

Другие материалы