«...Монументальность! Это моя страсть...». Часть 4

Дуниковский украшает своими творениями Краков: он работает над барельефами для фасада Шленской духовной семинарии, над композициями для костела в Катовицах и в Вавже, которые были уничтожены во время второй мировой войны.

Скульптор получает заказ на исполнение памятника Юзефу Дитлю — известному врачу, ректору Краковского университета и президенту Кракова в XIX веке.

Дуниковский работает над памятником около двух лет в тесной мастерской, не имея достаточных материальных средств. Трехметровая бронзовая скульптура пожилого мужчины в ректорской мантии с жезлом в руке возвышается на фоне ренессансного епископского дворца, на Плантах Краковских. Тяжелые складки мантии медленно ниспадают, подчеркивая тяжелую поступь Дитля. Формы монумента, весомые и торжественные, созвучны старинным зданиям, окружающим его.

1939 год. Польшу оккупируют гитлеровцы. Ксаверий Дуниковский остается в родном городе. Здесь в трех ателье хранились почти все его произведения.

Освенцим... О лагере смерти недалеко от Кракова знает весь мир. Первыми его узниками были прогрессивно настроенные польские интеллигенты, в их числе — Дуниковский. В июне 1940 года его лишают имени и фамилии: он носит на руке вытатуированный номер «774». Долгие пять лет вычеркнуты из жизни. Пять лет кошмара, стойкости и мужества.

Большая физическая закалка и крепкое здоровье не раз спасали Дуниковского от смерти — когда он болел тифом, когда раздетым выводили на мороз и обливали водой...

Он работал в столярной мастерской. И даже здесь, в застенках, руки тянулись привычно к карандашу. Им сделано много рисунков, набросков, портретов товарищей по лагерю. Подпольная организация снабжала его бумагой и карандашами.

В 1945 году Советская Армия освободила чудом оставшихся в живых узников Освенцима. Дуниковский около года лежал в больнице, перенес тяжелые операции... и не переставал работать.

Художник мечтал о величественном памятнике, который будет воздвигнут на земле его возрожденной Отчизны. Когда объявили конкурс на «Памятник силезским повстанцам», Дуниковский принял в нем участие. Скульптор работал с большим вдохновением с 1946 по 1952 год. Установлен памятник в 1955 году на горе Святой Анны, в Опольской Силезии, где шли кровопролитные бои с фашистами. В нем увековечена борьба народа Силезии за ее принадлежность к Польше, за сохранение — вопреки германизации — польского языка и культуры, польского духа.

В создании этого памятника скульптор как бы вновь возвращается к принципам прошлых лет: решает замысел большими монолитными массами, упрощенными по форме. Строгий архитектурно-скульптурный комплекс из розового гранита возвышается на горе, напоминая античное сооружение. Это подчеркивает торжественная лестница, ведущая к высоким пилонам. С внутренней стороны пилонов, как бы вырастая из них, стоят «Женщина с ребенком», «Крестьянин», «Горняк», «Шахтер». Снаружи пилоны украшены контурными рисунками, вырезанными по камню и залитыми свинцом. Здесь изображены сцены боев шленских повстанцев с гитлеровцами, торжественный марш советских и польских солдат со знаменами в руках.

Перед скульптором стояла задача — создать памятник тысячам неизвестных героев, то есть памятник-символ. Все работало на идею: и тяжеловесные монолитные формы, и трудно поддающийся обработке розовый гранит, и резко очерченные контуры фигур. В центре композиции — вечный огонь во славу павших.

Другие материалы