Непревзойденный мастер портрета. Часть 4

30 мая 1778 года, через два месяца после триумфального чествования в театре «Комеди франсез», Вольтер скончался. Гудон снял слепки с лица и рук писателя и продолжил работу. Существует три варианта бюста: с обнаженными плечами, без парика, в античной драпировке и в современном костюме. Гудон сделал также бронзовую статуэтку Вольтера, сидящего в кресле, эта статуэтка послужила моделью для большой мраморной статуи. Екатерина II, состоявшая в пере писке с философом, заказала Гудону статую Вольтера. В 1781 году работа была закончена. Гудон сделал две статуи, одна из них находится в Театре французской комедии, другая в России. Сначала Екатерина II приказала поместить ее в зале Антиков в Царском Селе. Вольтер восседал в окружении античных философов. Но вскоре в связи с французской революцией статую отправляют в Эрмитаж. Вольтер и вольтерьянство оказались в опале. Долгие годы статуя не привлекала к себе внимания. Однако она попалась на глаза императору Николаю I, и ее чуть не уничтожили. Вольтер, даже мертвый, даже мраморный, был ненавистен. Скульптуру спас граф Шувалов.

Статуя Вольтера. Фрагмент
Статуя Вольтера. Фрагмент

Он остановил не в меру ретивых царедворцев, которые собрались было избавиться от статуи. Вольтера отправили «в ссылку»: в 1851 году статую передали в гофинтендантскую контору, так как ей «нет места в новом Эрмитаже и ее там негде хранить». Только в 1887 году статую вернули в Эрмитаж.

Гудон утверждал, что стремится передать лишь портретное сходство. Видимо, скульптор вкладывал в это понятие еще и иной смысл, его интересовала психология человека, его состояние. Портрет Вольтера, очень точный, конкретный, узнаваемый, является еще и портретом старости, старости мудрой и активной, когда немощь тела не сковывает духа. Статуя выполнена с расчетом на круговой осмотр. Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед. Вольтер улыбается самому себе. Улыбка Вольтера, наверное, не менее знаменита, чем улыбка Моны Лизы. Глядя на статую, начинаешь понимать, чем так притягивала она людей, чем интересен этот человек.

Вот что писал об этой статуе знаменитый французский скульптор Роден: «Какая чудесная вещь! Это же подлинная насмешка! Слегка косящие глаза словно подстерегают противника. Острый, как у лисицы, нос просверливает все насквозь, выискивая повсюду злоупотребления — какой шедевр! С обеих сторон рта — иронические складки. Вот-вот из него вырвется какой-нибудь сарказм. А глаза! Они все время мне вспоминаются. Они прозрачны, они светятся!»

Другие материалы