Пальмовая ветвь мира над Будапештом. Часть 2

На невысоком постаменте, являющемся частью архитектурной композиции пирамиды-стелы, высится фигура воина со знаменем в руках. По контрасту с обобщенным образом-символом великана, борющегося со змеем, эта скульптура является как бы конкретным олицетворением события, которому посвящен памятник, — освобождению страны от фашизма. На цоколе этого гигантского памятника вырезаны имена советских героев, отдавших свои жизни за освобождение Будапешта зимой 1944/45 года.

Если первая композиция настраивает зрителя на определенный лад философского размышления, то перед скульптурой воина со знаменем возникают воспоминания о минувших реальных событиях. Видимо, в сочетании конкретного и символического, которые как бы дополняют и объясняют друг друга, и заключался авторский расчет активного психологического и образного воздействия на зрителя.

Находясь перед памятником, зритель может в полной мере оценить мастерство скульптора. Оно в умелой компоновке объемов, и в ритме драпировок, и в пропорциях статуи относительно постамента, и, наконец, в выразительности образного решения. Статуя Свободы, или, как ее называют, Гений Свободы, одна из самых интересных работ Штробля.

Проект Памятника Освобождения
Проект Памятника Освобождения

Памятник Освобождения на горе Геллерт явился одним из самых выразительных и интересных монументальных сооружений послевоенных лет. Он стал знаменательным событием в искусстве Венгрии.

В предисловии к каталогу персональной выставки произведений скульптора 1935 года великий английский драматург XX века Бернард Шоу писал: «Его линии — это живые линии его эпохи, которые он соединяет в благородные формы».

Бернард Шоу
Бернард Шоу

Творческий путь Жигмонда Кишфалуди-Штробля — претворение жизни во всем ее многообразии в пластические формы. Центральные темы его творчества — героическое прошлое венгерского народа, его борьба за независимость и свободу, простые люди земли и великие умы прошлого и настоящего, проблемы сегодняшнего дня.

Монументальная пластика, станковая скульптура Штробля известны в Венгрии и за ее пределами. Кишфалуди-Штробль — скульптор, педагог, общественный деятель, член Венгерской академии художеств, почетный член Академии художеств СССР. Выступление скульптора на одном из диспутов может быть эпиграфом к его творчеству. На вопрос: «Чему надо учить молодых художников?») — Штробль ответил: «Тому, что... художник должен быть поэтом! Скульптурой надо грезить! Художнику надо брать из действительности сок, аромат. Сущность должна заключаться в том, чтобы в произведении была только правда. Чтобы все поверили в произведение, художник обязан выносить его в душе».

Другие материалы