Патриарх финской скульптуры. Часть 2

Алексис Киви, поэт, драматург и прозаик, классик финской литературы, был одним из любимых героев Аалтонена. Его произведения скульптор считал вершиной финской литературы XIX века. Понятна была ему и полная труда и лишений жизнь Киви, сына сельского портного, поэта, скончавшегося в возрасте тридцати восьми лет в доме призрения для бедных.

Уже в ранние годы Вяйне в первых своих опытах и в рисунках пытался передать впечатления от произведений Киви. Горячее желание сделать памятник поэту у него возникло еще в 1914 — 1915 годах. Но тогда он не имел ни должного опыта, ни средств, и осуществить эту мечту удалось только в 1926 году, когда был объявлен открытый конкурс на памятник Киви для города Тампере. Аалтонен с энтузиазмом принялся за работу, воплощая в глине давно созревшие мысли и идеи. Он создал три варианта проекта памятника. Жюри премировало все три! Затем был выбран лучший из них, и скульптор приступил к увеличению модели и отливке ее в бронзе.

На высоком прямоугольном постаменте из красного гранита (на лицевой его стороне укреплен бронзовый барельефный портрет поэта с вырубленной под ним надписью «Алексис Киви») — две обнаженные фигуры: поэт и его муза. Муза, мягко и неслышно пробегая мимо поэта, слегка касается его головы, как бы осеняя его, даря вдохновение; полулежащий на земле поэт чутко прислушивается к мгновенному озарению — порыву творчества.

Образ поэта сложился у Аалтонена сразу, муза же пришла из его раннего творчества. В 1919 году он впервые исполнил в бронзе голову музы. В 1924 году вновь создал подобную, только на этот раз в черном граните и более обобщенную: с нежным овалом лица, мягко очерченным подбородком, волнообразными прядями волос. В 1925-м — он повторил ее еще раз в дереве.

Работа над памятником Киви была закончена всего за год, и в 1927 году аллегорическая композиция «Поэт и муза» уже стояла в Тампере.

Но Аалтонен продолжал работу над образом поэта. Ему хотелось воссоздать его не в символически-декоративном, а в реалистическом, портретном плане. Это было нелегко — иконография Киви почти отсутствовала, сохранилась лишь одна посмертная, исполненная с натуры зарисовка (она-то и легла в основу барельефа на постаменте памятника в Тампере). Но Аалтонен упорствовал — изучал устные свидетельства современников Киви, облик горожан его времени.

В 1929 году он создает серию изящных, превосходно обработанных медалей с тонким рельефом, посвященных выдающимся людям Финляндии. На одной из них изобразил Алексиса Киви: вокруг одухотворенного профиля поэта тонкой вязью струятся буквы его имени и даты жизни. И вот в 1934 году вновь начинает работу над большим четырехметровым памятником Киви. В 1936 году его, уже в бронзе, установят в Хельсинки перед зданием Национального театра.

На этот раз мастер вылепил Киви задумчиво сидящим в глубоком кресле. В усталом облике, в лице, опущенных руках его явственно выражено трагедийное начало образа поэта.

Сохранилась фотография тех лет: Вяйне Аалтонен в своей мастерской около только что законченной в гипсе фигуры Киви. Энергично, победно повернута голова мастера в сторону памятника, и в этом повороте, во всей его осанке ощущается удовлетворение одержанной художником творческой победой: он завершил свои многолетние упорные поиски, воссоздал образ любимого поэта Финляндии.

Памятник Паазо Нурми
Памятник Паазо Нурми

Другие материалы