Певец людей труда. Часть 5

Многолетняя работа над образами рабочих еще в 80-х годах привела Менье к мысли о создании грандиозного «Памятника труду», который мог бы включить многие из изваянных им статуй и рельефов.

Наибольшую известность получили две скульптуры — «Сеятель» и «Материнство». «Сеятель» должен был стать центральной фигурой, венчающей памятник. Она монументальна и наделена огромной жизненной энергией. Это собирательный образ человека — творца будущего на земле. Памятник не удалось закончить — наступала другая эпоха в искусстве, для которой не свойственно было чувство монументальности. Грандиозный «Памятник труду» вызвал протест бельгийского правительства. Он был поставлен в Брюсселе лишь в 1930 году, его архитектурный проект осуществил Хорта, а скульптуры были переведены в камень с бронзовых подлинников Менье и очень проиграли от этого. Уставший от многолетнего напряженного труда, удрученный смертью двух взрослых сыновей, которые один за другим умерли в 1894 году, мастер замкнулся в себе. Он был уже не в силах принимать активное участие в жизненной борьбе за передовые идеи. Менье размышляет над судьбами людей и философскими вопросами жизни.

Сеятель
Сеятель

Художник умер 4 апреля 1905 года в возрасте 74 лет с сознанием честно пройденного пути настоящего труженика.

Творчество Менье выходит далеко за пределы буржуазного искусства. Оно внесло свой весомый вклад в развитие реалистического искусства XX века, связанного с рабочим движением.

В своих статуях и рельефах Менье создал типические образы рабочих и крестьян, полные силы и челозеческого достоинства, воспел героику труда. Эти простые и мужественные образы монументальны, динамичны, им присуща ясность и пластическая выразительность, лаконизм формы.

Творчество Константина Менье понятно простым людям всех стран и созвучно нашей советской эпохе, заявившей, что «владыкой мира будет труд».

Другие материалы