Сад фантазий. Часть 6

Отдавая в своем творчестве большую дань фантазии, Миллес любил повторять, что он всегда считал возможным и естественным поддерживать сознательные связи со всеми вещами в природе, которые взывают к нему.

Во множестве фигур фонтана «Встреча вод» достигнута законченная декоративная целостность. В то же время главным Действующим лицам этой праздничной сцены нельзя отказать ни в индивидуальности, ни в психологизме, что всегда свойственно работам Миллеса и что отличает его творения от других мастеров этого времени.

Есть фотография, где уже состарившийся скульптор сидит на краю чаши этого фонтана и задумчиво смотрит на многоликую толпу людей, которых он ввел в жизнь, наделив их самыми различными переживаниями.

Человек должен быть победителем — Миллес в это верит. В фонтане «Человек и Пегас», установленном в Де Мойне, в штате Айова, в смелых и дерзких ракурсах скульптор изображает с необузданной силой мчащегося в воздухе Пегаса с поднятым им человеком, который летит рядом с ним, прикрепленный к крылу коня пальцем одной ноги. Такой прием уже сам по себе редкий пример высокой инженерии в ваянии, но здесь важно иное. Эта динамичная группа воспринимается как воплощение мечты о полном освобождении человека, преодолении им всех преград.

Человек и Пегас
Человек и Пегас

Миллес во всем своем творчестве с горячностью и отчаянием борется за свободного человека.

В 1951 году скульптор вернулся в Европу. Он увлекается созданием в Лидинге, предместье Стокгольма, «Сада Миллеса», где повторены почти все основные произведения мастера.

Место для своего будущего сада скульптор выбрал еще в самом начале века. Это был скалистый склон, поросший лесом, спускающийся к холодно-голубым водам залива.

Миллес писал: «...Весь сад был создан только для того, чтобы удовлетворить жажду прекрасного, необъяснимого стремления мыслить только художественными образами...»

Здесь получила конкретное осуществление мечта художника — объединить все свои творения, увидеть их в прозрачности воздуха, в блеске и сверкании струй фонтанов, на которые в какой-то степени рассчитана специфика пластики фигур, в нерасторжимой связи архитектурных, скульптурных и природных форм — террас, колоннад, мраморных лестниц, деревьев, цветов и трав. Именно так воображал скульптор свой сад, когда начал планировать его вместе с братом — архитектором Эвертом Миллесом и создавал проекты размещения скульптурных групп и фонтанов, водоемов, чаш и ваз.

Настроение глубокого созерцания искусства, душевной гармонии охватывает каждого в этом «скульптурном саду», где все организовано в единый ансамбль, как в сложной музыкальной симфонии. Человек сам становится частью этого мира красоты, покоя, ритмов, обретенных в единстве природы и искусства.

Скульптура как бы рождается здесь из самой природы, возникая или одинокой фигурой в тенистой зелени, как «Сусанна», или множеством фигур на открытой солнечным лучам площадке, над голубизной вод.

Струи воды то стремительно взмывают вверх, перекрещиваются в воздухе, одевая скульптуры сияющим прозрачным облаком, то медленно и мерно стекают из раковин и чаш в руках прекрасных морских божеств.

Теперь в главном доме и в мастерской скульптора в Лидинге, завещанном им, так же как и сад, народу, организован замечательный музей этюдов с натуры, эскизов, монументальных работ скульптора, полных любовного и верного наблюдения жизни и творческой фантазии.

Миллес мечтал, чтобы творения его не были отторгнуты от жизни и объединялись бы все вместе под солнцем и ветром родной Швеции, среди деревьев, взращенных родной землей. Он осуществил эту мечту, создав «Сад Миллеса».

Другие материалы