Врата жизни. Часть 4

В историю искусства прочно вошли два произведения с одинаковыми названиями — «Распятие» Р. Гуттузо и «Распятие», более известное как «Распятие с генералом», Д. Манцу. В октябре 1940 года, работая над «Распятием», Ренато Гуттузо записал в дневнике: «Это время войны и кровавой резни. Абиссиния, газ, виселицы, Испания. Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену... Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свой идеал». Тот же ход мысли сопутствовал работе Манцу над «Распятием с генералом». В этой работе осуждение насилия и сочувствие жертве, столкновение жестокости и страдания, добра и зла выражены через прямое сопоставление фигур повешенного и палача. Точкой отсчета для скульптора явилось увиденное и прочувствованное.

Однажды рано утром он вышел из мастерской и увидел в нескольких шагах от себя тело повешенного партизана. Потрясенный скульптор испытал чувство горячего сострадания, жалости, щемящее ощущение непоправимости свершившегося. В «Распятии с генералом» Манцу при изображении казненного отстраняется от натуралистических подробностей, гримас смерти — его взгляд застилает чувство любви и нежности. В мертвом он видит живое, дорогое и прекрасное. Христос в «Распятии с генералом» перестает быть «воплощением всех, кто когда-либо мучился, страдал» и приближается к реальности начала сороковых годов — становится повешенным партизаном, погибшим на войне братом, отцом, возлюбленным. Это переполняло тогда сердце каждого — редкая семья не знала в те годы утрат.

Время безошибочно узнается и по фигуре палача, получившего название генерала, хотя он изображен обнаженным. Каска немецкого образца выявляет и подчеркивает, кто был в те годы палачом народов Европы. Палач, рассматривающий замученную жертву, — низмен, злобен, ничтожен.

Создавая цикл «Распятий», Манцу обращается к классическому рельефу на гладком фоне. Объемы чуть-чуть выступают из фона. Они сближены по ощущению с живописью, рисунком.

Именно тогда в искусстве Манцу впервые прозвучал ставший его открытием прием сохранения на гладкой плоскости линий от стеки, наподобие следов карандаша или резца...

Итак, вершина творчества Джакомо Манцу — «Врата смерти». Работа над осуществлением монументального замысла длилась целых восемнадцать лет и вобрала в себя весь предшествующий опыт скульптора.

В марте 1948 года жюри подвело итоги объявленного 1 июля 1947 года конкурса. Двенадцать авторов, в том числе и Джакомо Манцу, были допущены ко второму туру, по итогам которого Манцу снова среди победителей. Однако официальное приглашение приступить к работе он получил только 25 января 1952 года.

Портрет Майкла Парка
Портрет Майкла Парка

Другие материалы