Ансамбль костелов, св. Анны (Оны), бернардинцев (бернардину), св. Михаила (Миколаса)

ул. Тесос, № 6, 8, ул. Шветимо, № 13

Ансамбль св. Анны, бернардинцев и св. Михаила — впечатляющий памятник архитектуры готики и ренессанса, который сформировался во второй половине XV — XVI вв.

Построенный в начале XVI в. костел бернардинцев — готическое зальное трехнефное здание с многогранным пресбитерием, тремя угловыми башнями оборонного типа и бойницами под самой крышей в северной стене. Костел не раз страдал от пожаров, войны 1654 — 1667 гг., восстания 1794 гг., но затем восстанавливался, ремонтировался.

Костел бернардинцев отличают причудливое сочетание форм готики и характерного для Северной Европы ренессанса, величественные фасады с угловыми башнями и стройными контрфорсами. С юговосточной стороны к нему примыкает взметнувшаяся ввысь на 37 м башня-колокольня с контрфорсами, арками, полукруглыми нишами, украшенная затейливым кружевом из профилированного кирпича. Это одно из красивейших и наиболее совершенных произведений литовской готики.

Надгробие Л. Сапеги в бывшем костеле св. Михаила — ныне Музее архитектуры
Надгробие Л. Сапеги в бывшем костеле св. Михаила — ныне Музее архитектуры

В интерьере восхищают ячеистые, граненые, звездчатые своды. Важный декоративный акцент — 12 уникальных деревянных алтарей XVII — XVIII вв. со скульптурными композициями в духе позднего барокко, созданными известным скульптором Даниэлем Джотто. Впечатляют горельефные композиции в верхних частях алтарей, которые изображают символические сцены, оживленные театрализованными фигурками ангелочков. Скульптурному декору присуще стилистическое единство, динамичность линий и форм, выразительная игра светотени. Экспрессивная резьба убедительно передает формы изображаемых фигур и предметов. Алтари представляют ценность как редкие произведения монументальной деревянной пластики.

Выделяются высокими художественными достоинствами и надгробия: установленный в 1635 г. памятник П. Веселовскому ренессанснобарочных форм и созданный в мастерских скульптора Вильгельма Ван ден Блоке в 1618 — 1623 гг. памятник С. Радвиле.

В настоящее время костел реставрируется (арх. Г. Лауцюс), в нем намечено оборудовать музей Художественного института.

К костелу примыкают здания монастыря начала XVI в. с уютным готическим двориком, длинными коридорами, на их стенах сохранились остатки фресок начала XVI в. В зданиях монастыря обосновался Художественный институт Литовской ССР. Автор реконструкции некоторых корпусов бывшего монастыря — архитектор А. Таурас.

Костелы св. Анны и бернардинцев
Костелы св. Анны и бернардинцев

Рядом с костелом бернардинцев находится шедевр поздней литовской готики — костел св. Анны. Его постройка была завершена в 1501 г. В XVII — XVIII вв. он несколько раз перестраивался, ремонтировался после восстания 1794 г. и войны 1812 г.; в 1902 — 1909 гг. был реставрирован. Костел однонефный, легких и грациозных форм. Неф перекрыт сводами с нервюрами. Боковые стены тонкие, тяжесть сводов несут пилястры, которые снаружи развиты в выступающие столбы, а в пресвитериях переходят в декоративные башенки-пинакли, полукругом охватывающие крышу апсиды.

Наибольшую ценность представляет главный фасад костела — уникальный в готической кирпичной архитектуре. Для сооружения фасада использован кирпич 33 профилей. Неизвестный талантливый зодчий смело трактовал готические формы, искусно подчиняя своим замыслам материал. Фасад по структуре представляет готическую базилику: правильная симметричная композиция с доминирующими вертикалями, стрельчатыми окнами, декорированным шнуровым орнаментом, выгнутая дугой арбалета большая арка, над которой вздымается ввысь, как стрела, средняя башня. Фасад костела с его гармоничными пропорциями, совершенной пластикой не имеет себе равных во всей восточноевропейской кирпичной готике. В 1972 г. здание было реставрировано (арх. Н. Киткаускас, Ю. Барткене), укреплены разрушавшиеся башенки.

Еще один компонент этого ансамбля — костел св. Михаила, построенный в 1594 — 1625 гг. Строительство завершил каменщик Ян Каетка, которого и считают создателем этого здания. После войны и пожара костел был отремонтирован на средства магната П. Сапеги и с тех пор, несмотря на неоднократные реставрации (1825, 1906), почти не изменился. В костеле св. Михаила сочетаются черты готики и ренессанса. Это однонефное, в плане прямоугольное здание. Высокая крутая крыша, узкие окна, контрфорсы заимствованы из готики. На западном фасаде полуциркульные окна, двухпролетный фронтон, фрески — это уже черты архитектуры ренессанса. Просторный внутренний объем перекрыт характерным для ренессанса цилиндрическим сводом, декорированным геометрическим орнаментом со звездочками, цветами, розетками. Это один из основных декоративных акцентов интерьера. В интерьере выделяются и центральный алтарь из разноцветного мрамора, надгробия феодалам из рода Сапег. Наиболее ценным является надгробный памятник семьи канцлера Литвы Л. Сапеги — трехъярусный, с колоннами коринфского ордера, украшенный скульптурными фигурами, картушами, гербами; он создан итальянским скульптором С. Гуччи и ваятелями из мастерской С. Сале. Это самый величественный групповой памятник XVII в. в Литве барочно-ренессансного стиля.

Башня колокольни, монументальная стена и здание монастыря бернардинок с массивными контрфорсами — неотъемлемые элементы этого архитектурного ансамбля.

В 1957 — 1958 гг. костел реставрирован (арх. В. Олека). В 1972 г. в здании костела св. Михаила разместился Музей архитектуры — филиал Историко-этнографического музея Литовской ССР.

Архитектурный памятник всесоюзного значения.

Другие материалы