Кафедральный собор — ныне Картинная галерея

пл. Гедиминаса

Это один из выдающихся архитектурно-художественных памятников классицизма. Кафедральный собор перестроен в 1801 г. по проекту архитектора Л. Стуоки-Гуцявичюса, основоположника классицизма в Литве. Здание трехнефное, зального типа. Главный фасад украшает портик с шестью дорическими колоннами, своды портика декорированы кессонами и розетками, на фронтоне — горельеф, изображающий жертвоприношение семьи Ноя после потопа, работы скульптора из Рима Т. Риги. Колоннада дорического ордера и декоративные скульптуры украшают ' южный и северный боковые фасады. Интерьер кафедрального собора разделен пятью парами четырехгранных столбов на три нефа: широкий центральный и узкие боковые. В апсиде собора — алтарь классического стиля с картиной П. Смуглявичюса (Ф. Смуглевича). Своды нефов декорированы, стены расчленены пилястрами, между ними проемы с порталами, ведущими в капеллы.

Первый — готический — кафедральный собор был построен на этом месте в 1387 — 1388 гг. Йогайлой после крещения литовцев. Здание неоднократно страдало от пожаров, войн, перестраивалось, реконструировалось, приобретало черты различных архитектурных стилей: готики, ренессанса, барокко.

В годы правления великого князя Витаутаса после пожара 1419 г. был возведен больший по размеру, также готический трехнефный кафедральный собор. В XV в. к северной и южной стенам собора были пристроены капеллы, которые служили семейными усыпальницами феодалов.

В первой половине XVI в. кафедральный собор и находившаяся рядом оборонительная башня (впоследствии превращенная в колокольню) были отремонтированы (смотритель работ — итальянский архитектор Анну с). После пожара 1530 г. кафедральный собор восстанавливал итальянский архитектор и скульптор Бернардо Заноби де Джианотти. Здание обрело черты ренессанса. В его интерьере появились ценные картины, фрески, скульптура, величественные надгробия. В соборе похоронены многие исторические личности: Витаутас (Витовт); его жена Анна; брат Витаутаса — Жигимантас (Сигизмунд) Кейстутович; брат Йогайлы Швитригайла; Казимерас (Казимир), канонизированный в 1602 г.; жены Жигимантаса Аугустаса (Сигизмунда Августа) Эльжбета (Елизавета Габсбургская) и Барбора из рода Радвил.

В начале XVII в. собор ремонтировал архитектор В. Поль, который придал ему черты барокко. В 1636 г. в юго-восточном углу была сооружена капелла св. Казимира, выдержанная в духе раннего барокко.

В 1769 г. обрушилась одна из башен кафедрального собора, здание сильно пострадало. Вскоре были начаты восстановительные работы. С 1786 г. началась перестройка здания по проекту Л. Стуоки-Гуцявичюса. Он сохранил наиболее ценные элементы старой постройки: центральную часть, капеллы св. Казимира и Валавичюсов. Симметрично капелле св. Казимира в северо-восточном углу была пристроена ризница, увенчанная куполом; все капеллы архитектор объединил наружными стенами.

Размерами и пышным декором выделяется капелла св. Казимира, сооруженная в 1623 — 1636 гг. (работы по отделке интерьера велись до 1643 г.). Квадратная в плане, она завершается куполом ренессансного силуэта. Предполагается, что в оформлении интерьера принял участие придворный архитектор К. Тенкалла. До середины XVIII в. капелла была украшена фресками живописца Г. Кампано и картинами Б. Стробля. Во время войны (1654 — 1667) некоторые художественные ценности, находившиеся в капелле, были расхищены.

В 1692 г. капелла была реставрирована: созданы рельефный алтарь, украшенный барочными скульптурами из стукко, купол и аркады в стиле барокко. В нишах стен в конце XVII в. установлено восемь деревянных, покрытых серебряной жестью статуй королей из династии Йогайл. Две фрески, изображающие сцены из жизни короля Казимира («Открытие гроба св. Казимира» и «Чудо у гроба св. Казимира»), написаны итальянским художником М. Паллони приблизительно в 1692 г. Капелла св. Казимира — один из наиболее ценных памятников раннего барокко в Литве.

После смерти Л. Стуоки-Гуцявичюса восстановление кафедрального собора завершил в 1801 г. архитектор М. Шульц.

В кафедральном соборе множество произведений искусства — памятников культуры. Это работы скульпторов XVIII в. Т. Риги, К. Ельскиса, фрески XVII в. М. Паллони, полотна П. Смуглявичюс (XVIII в.), алтарь капеллы Валавичюсов, многие надгробия, наибольшую ценность из них представляют ренессансные надгробные плиты канцлера Литвы А. Гоштаутаса и епископа П. Голыпанского, работы итальянских скульпторов Б. де Джианотти и Дж. М. Падовано (XVI в.).

Одно из самых ранних произведений эпохи ренессанса в Литве — надгробный памятник А. Гоштаутасу, созданный в 1539 — 1541 гг. Б. де Джианотти. На плите из розового мрамора высечен рельеф, изображающий рыцаря в доспехах с мечом и знаменем в руках. Фронтальная фигура рыцаря, решенная декоративно, контрастирует с индивидуализированным лицом и выразительно моделированными руками. В этом произведении ощущается стремление художника сочетать новые ренессансные формы с традициями готического искусства. Предполагается, что плита когда-то была верхней частью саркофага, и Л. Стуока-Гуцявичюс при реконструкции в 1786 — 1789 гг. кафедрального собора вкомпоновал ее в стену капеллы. Этот памятник оказал влияние на развитие литовского изобразительного искусства.

Надгробие А. Гоштаутаса в бывшем кафедральном соборе. Скульптор Б. де Джианотти
Надгробие А. Гоштаутаса в бывшем кафедральном соборе. Скульптор Б. де Джианотти


Интерьер капеллы св. Казимира в бывшем Кафедральном соборе
Интерьер капеллы св. Казимира в бывшем Кафедральном соборе

В 1931 — 1939 гг. были исследованы подземелья собора, и под капеллой св. Казимира оборудован мавзолей (арх. Ю. Клос, В. Вонсович, С. Буковский). В нем захоронены останки великого князя литовского Александраса и обеих жен Сигизмунда Августа Эльжбеты и Барборы, урна с сердцем Владислава Вазы. В 1964 г. на местах захоронения литовских князей были вмурованы мемориальные доски; в 1965 г. по проекту архитектора С. Ласавицкаса установлено новое освещение.

В 1958 г. кафедральный собор был реставрирован (арх. Б. Круминис), в нем размещена Картинная галерея. В 1969 г. специалисты фирмы Г. Шуке (ГДР) реставрировали орган, созданный в конце XIX в. мастером Й. Радавичюсом. Теперь здесь организуются концерты.

Архитектурный и художественный памятник всесоюзного значения.

Другие материалы