Костел св. Петра и Павла (Пятраса и Повиласа)

ул. Антакальнё, № 1

Это выдающийся образец синтеза архитектуры и скульптуры зрелого литовского барокко. Фундатор костела — гетман Великого княжества Литовского, вильнюсский воевода М. К. Пац.

Костел сооружен в 1668—1675 гг. по проекту краковского архитектора Я. Заора, который руководил работами до осени 1671 г. После его отъезда строительство здания завершил работавший у Паца итальянский архитектор Фредиани.

Костел трехнефный, базиликальный, в плане имеет форму латинского креста. Боковые нефы приобрели вид проходных капелл: Королев, св. Августина, Дев-мучениц (или св. Урсулы), Воинская (или Рыцарская). Костел перекрыт куполом высотой 39 м, который служит главным элементом внутреннего пространства и источником света.

Портал главного входа, акцентированный двумя парами колонн ионического ордера, завершается фронтоном с гербом Пацев. Интерьеру особую величавость придает декор из стукко — множество скульптур, рельефов, орнаментов, украшающих стены, своды, потолки, фризы. Пластические элементы распределены в архитектурном пространстве сдержанно и четко. Диапазон сюжетов необычайно широк: около 2000 скульптур реалистически изображают бытовые, мифологические, философские, библейские, батальные сцены, представителей различных сословий: нищих и королей, святых и дьяволов, пастухов и вельмож. С фигурами людей соседствуют мифологические существа.

Костел декорировался в три этапа. На первом этапе с 1672 г. здесь работали Сухар, Брабант, Новотный (две его скульптуры стоят в нишах фасада), Ганс (Ане). Барочный скульптурный декор интерьера в 1677— 1685 гг. создали итальянские скульпторы П. Перти (Перетти) и Дж. Галли вместе с М. Желевичем, Давидом, Мачюком и другими местными мастерами. Талантливые художники в течение восьми лет превратили костел в шедевр архитектуры и искусства барокко, которому нет равных в Восточной Европе. Третий этап декорирования костела — 1691— 1704 гг., когда скульпторы А. С. Капо-не, Дж. Пенс создали рельеф между колоннами алтаря.

В интерьере центрального нефа находится пять фресок, изображающих сцены из жизни апостола Петра. Мнения исследователей по поводу авторства этих работ разошлись: раньше они приписывались М. Альтамонте, а затем — М. Паллони.

В 1801 г. реставрация костела поручается строительному подрядчику итальянцу Дж. Баретти и его соотечественнику М. Пиано, который, как считают, обновлял лепнину. В 1901—1903 гг. для надзора за реставрационными работами, которые выполняли строительные конторы, был создан комитет. Несколько раз костел ремонтировался при Советской власти: реставрировался снаружи, перекрывалась кровля, было проведено центральное отопление. В настоящее время ведется реставрация лепнины.

Архитектурный и художественный памятник всесоюзного значения.

Другие материалы