Гомер скульптуры. Часть 2.

Все это огромное количество людей, животных, колесниц, переплетаясь между собой, составляло единую, целостную картину, живо передающую атмосферу праздника Великих Панафиней.

Идея создания Парфенона принадлежала главе афинского государства, стратегу Периклу, задумавшему построить на месте старого новый великолепный храм во славу родного города и его покровительницы.

Возглавили строительство зодчие Иктин и Калликрат. Замысел принадлежал Иктину, а исполнителем проекта был Калликрат.

Множество прекрасных скульптурных рельефов украсили стены и фронтоны храма. Кроме уже упоминавшегося фриза, на Парфеноне имелось 92 метопы — небольших прямоугольника со сценами борьбы, по две фигуры на каждом. Здесь и эпизоды Троянской войны, и сцены борьбы греков с гигантами, лапифов с кентаврами и других подвигов героев древнегреческих легенд и мифов.

Фидий и его ученики. Девушки. Фрагмент фриза Парфенона
Фидий и его ученики. Девушки. Фрагмент фриза Парфенона

Особенно удобным для создания сложных многофигурных композиций было огромное треугольное поле под двускатной крышей храма — фронтон. На западном фронтоне Парфенона изображен спор Афины с Посейдоном за владение Аттикой. Фигуры этой группы, так же как и многие метопы, сильно пострадали от времени и войн. Больше повезло скульптурам восточного фронтона, где представлена сцена рождения Афины. «Самим Зевсом рождена была богиня Афина Паллада», — повествует древнегреческий миф. Однажды Зевс почувствовал страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста, бога-кузнеца, и приказал разрубить себе голову. Когда, взмахнув топором, Гефест одним ударом раскроил череп Зевсу, из головы громовержца вышла на свет могучая воительница, богиня Афина Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она перед изумленными очами богов-олимпийцев. В центре композиции — две фигуры: сидящий в величественной позе Зевс и рядом с ним только что родившаяся Афина. Над ними — летящая Ника, увенчивающая Афину венцом в знак ее божественного происхождения. Здесь же и Гефест с топором, только что совершивший эту чудесную операцию, и боги-олимпийцы, передающие друг другу весть о рождении дочери Зевса.

Многие древнегреческие зодчие, скульпторы, декораторы участвовали в создании Парфенона. Сюда были привлечены лучшие художественные силы не только Афин, но и других греческих городов-полисов. Но, несмотря на то, что здесь чувствуется присутствие рук многих скульпторов с различными творческими возможностями, удивительная образная целостность пластики, единство замысла говорит о том, что основное решение всех рельефных композиций принадлежит фантазии одного художника, который возглавлял работы по скульптурному убранству Парфенона.

Таким гениальным мастером — творцом грандиозного замысла был знаменитый Фидий. Именно под его руководством, а возможно, и по его эскизам создавалась скульптурная декорация Парфенона.

Другие материалы