Жизнь коротка, искусство вечно. Часть 1

Своим рождением римская скульптура в значительной мере обязана искусству этрусков, народа загадочного происхождения, который создал в начале 1-го тысячелетия до н. э. на территории современной Тосканы своеобразную и яркую культуру — предшественницу римской цивилизации. Ее опыт и традиции во многом восприняли римляне. Этрусскими мастерами были исполнены не только замечательные бронзовые и терракотовые статуи, которыми гордятся крупнейшие музеи мира, но и самые ранние памятники, начинающие художественную историю Древнего Рима. Такова знаменитая бронзовая статуя волчицы (начало V в. до н. э.), поставленная на вершине Капитолия. Скульптура хищного зверя с проступающими сквозь кожу ребрами, напряженными лапами и настороженными ушами, рядом с которой в древности находились фигурки двух малышей, напоминала римлянам легенду о том, что их город основали братья-близнецы Ромул и Рем, сыновья бога войны Марса и жрицы Реи Сильвии, вскормленные, по преданию, молоком волчицы. Ее образ стал впоследствии символом беспощадной жестокости и воинственности Рима, за пять веков прошедшего путь от ничем не примечательного городка, возникшего на берегах Тибра, до столицы колоссальной рабовладельческой державы, чьи границы на рубеже нашей эры простирались от берегов Атлантики до снежных хребтов Кавказа и от долины полноводного Дуная до порогов Нила.

Уже в первые века существования Римской республики (V — I вв. до н. э.) римляне позаимствовали у этрусков культ почитания предков. В парадных комнатах богатых домов обычно помещали портретные изображения предков хозяина. Как свидетельствуют римские писатели, такие портреты часто отливали из воска и несли в скорбном шествии за гробом умершего. Эти изображения отличались натуралистической достоверностью в передаче черт лица и, скорее всего, еще не были произведениями искусства в точном смысле этого слова. Однако вековая традиция, вызвавшая к жизни подобные портреты, способствовала развитию у скульпторов навыков скрупулезно точной передачи облика человека и сыграла решающую роль в формировании стиля римского портрета.

Обычай снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов — пенатов и ларов — послужил толчком к созданию портрета. От маски идет характерный интерес римских портретистов к передаче модели во всей конкретности.

Другие материалы