Жизнь коротка, искусство вечно. Часть 3

Образному мышлению римляне научились у греков, познакомившись во II—I веках до н. э., после покорения Греции, со статуями ее великих мастеров — Фидия, Поликлета, Мирона, Скопаса, Праксителя, Лисиппа, в творчестве которых воплотился образ идеально прекрасного и гармонически развитого человека. Влияние греческой культуры на Рим было столь значительно, что, по образному выражению Горация, «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства».

Использование нового для римлян материала — мрамора, сочетание исконной римской традиции с приемами типизации и обобщения, пришедшими из греческого искусства, открыли новые возможности для эволюции скульптурного портрета.

В Греции достойным увековечения считался только человек, прославившийся своей деятельностью. Если греческий мастер выполнял портрет философа, то в его образе он выявлял черты, свойственные мыслителям этой эпохи.

В I веке до н. э. римские мастера создали целую галерею портретов выдающихся государственных деятелей своего времени. Среди этих работ выделяется мраморная голова полководца Гнея Помпея (музей в Копенгагене). Громадная слава Помпея, прозванного еще при жизни Великим, не заслонила от скульптора истинных качеств личности полководца. Мастер создал портрет, в котором отчетливо показаны самоуверенность и ограниченность Помпея, способного, но не очень умного политика, участника кровавых гражданских войн последнего века Римской республики.

Портрет Помпея — это и обобщение, и драгоценный исторический документ. Так римский опыт, обогащенный греческим художественным гением, вывел искусство на новую ступень. В гордой постановке головы Помпея чувствуется самодовольное упоение властью и туповатая ограниченность. Используя мягкую моделировку и пластичную обработку мрамора, скульптор создал глубоко правдивый и выразительный художественный образ.

Статуя Августа из Прима Порта
Статуя Августа из Прима Порта

С падением республики и установлением империи перед литературой и искусством Рима встала задача прославления императора и возвеличивания его власти. Поэт Вергилий провозгласил: «Вот твое, римлянин, будет искусство. Помни, что ты должен народами править, им устанавливать мир, слабых щадить и укрощать горделивых».

Эта идеологическая программа нашла свое образное воплощение и в бесчисленных мраморных и бронзовых статуях императоров, которые воздвигались в I— III веках н. э. Образ императора должен был олицетворять силу и мощь Рима. Поэтому скульпторы, сохраняя в портретах властителей Рима индивидуальное сходство, наделяли их героическим величием.

Другие материалы