Жизнь коротка, искусство вечно. Часть 4

Эстетические идеалы, сложившиеся в эпоху империи, ярко отразились в мраморной статуе первого римского императора Октавиана Августа. Август показан во всей пышности императорской власти и воинской славы. Горделивая поза и патетический жест руки придают статуе монументальный характер. Императорский плащ эффектно переброшен через руку, жезл символизирует власть полководца.

Август облачен в панцирь, который украшают рельефные изображения, повествующие о наиболее выдающихся событиях его правления. Могучая фигура с атлетически развитым телом и обнаженными мускулистыми ногами напоминает образы богов и героев древней Эллады. У ног императора — фигурка крылатого Амура, сына богини Венеры, от которой якобы вел свое начало род Октавиана. Тем самым скульптор намекает на божественное происхождение императорской власти.

Черты лица Октавиана переданы правдиво, но в его облике подчеркнуты качества идеального гражданина — мужественная прямота и честность, высокое сознание нравственного долга и стойкость характера. Героизированному образу императора вторят поэтические славословия Горация: «Юпитер, громы мечущий, — верим мы, — царит на небе: здесь, на земле, к богам причтется Август, покоривший Риму британцев и персов грозных».

Памятники монументальной скульптуры украшали триумфальные арки, храмы, театры, парки, общественные сооружения и площади императорского Рима.

Как свидетельствуют древние писатели, даже на закате античного мира, в IV веке н. э., на форумах вечного города стояло около десяти тысяч мраморных и бронзовых статуй, а два века спустя, на заре средневековья, один из писателей с удивлением говорил: «Кажется, что в стенах Рима живет еще другой народ, состоящий из статуй».

Рельеф колонны Траяна
Рельеф колонны Траяна

Широкое распространение получили в римской скульптуре различные типы рельефа. Великолепным образцом повествовательно-исторического рельефа является двухсотметровый барельеф, опоясывающий знаменитую колонну императора Траяна — величественный монумент, воздвигнутый в 113 году н. э. на форуме Траяна в честь побед, одержанных римлянами над племенами даков. В хронологической последовательности запечатлены на плитах паросского мрамора все главные события двух войн с даками, обитавшими на территории современной Румынии. Мы видим сторожевые крепости римлян, переправу их войск через Дунай, яростные схватки с даками, их поселения, гибнущие в пламени пожара, шествие побежденных и триумфальное возвращение Траяна в Рим.

Другие материалы