Великое искусство Древнего Египта. Часть 2

В период древнего царства (ок. 2800 г. — ок. 2050 г. до н. э.) найденные ранее художественные приемы обретают завершение, законченность. Возникают новые формы. Зодчий Имхотеп строит пирамиду, состоящую из шести уменьшающихся кверху мастаб. Завершенный тип пирамиды представлен в комплексе Гизы. Он включает в себя всемирно известные пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Простота форм в сочетании с гигантскими размерами создает архитектурный образ, исполненный сверхчеловеческого величия. Расположенные у пирамид строгие ряды мастабообразных гробниц придворных и величественная фигура Сфинкса отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества.

Статуи фараонов и их приближенных ставились в гробницах и поминальных храмах. Покрывавшие стены гробниц росписи и рельефы воспроизводили картины благополучной жизни в царстве мертвых — сцены приношений и празднеств, богатые поместья и изобильные поля с работающими на них рабами.

К концу Древнего царства в композицию поминального храма включается двор, обнесенный стеной и окруженный внутри колоннами с капителями, воспроизводящими характерные растения Египта — пальму, лотос, папирус.

В эпоху Древнего царства большое развитие получил скульптурный портрет. Четко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперед ногой, сидящий со скрещенными, ногами и т. п.), торжественные портретные статуи поражают ясностью и точностью передачи наиболее характерных черт и социального положения портретируемого. Тщательно выполнены детали одежды, головные уборы, ювелирные украшения.

В искусстве Египта Среднего царства (ок. 2050 г. — ок. 1580 г. до н. э.) происходят существенные перемены. Гробницы утрачивают грандиозность, мастабы сменяются скальными гробницами, вход в которые оформляется портиком с 2 или 4 колоннами. В изобразительном искусстве усиливаются реалистические тенденции, виртуозная обработка гранита, диорита как бы отражает борьбу ваятеля с материалом. Скульптор стремится выявить в портрете характер человека, придать изображению драматическую напряженность.

Яркий расцвет переживает древнеегипетское искусство в эпоху Нового царства (ок. 1580 г. — ок. 1070 г. до н. э.). Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменяются утонченно-аристократическими. Наблюдается стремление к изяществу и декоративной пышности. Особой популярностью пользуются сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. Рельефы также отмечены изяществом линий и тонкостью обработки камня. Получает развитие углубленный рельеф с богатой игрой светотени.

Высокого уровня достигает в Египте декоративно-прикладное искусство. Сосуды и блюда из шифера, алебастра, хрусталя, фигурные туалетные ложечки из слоновой кости и дерева, золотые браслеты, ожерелья и кольца, инкрустированные драгоценными камнями, резные и расписные ларцы, мебель отличаются строгой отточенностью форм, декоративной красочностью, тонкостью отделки.

Колоссы Рамзеса II. Храм в Абу-Симбеле
Колоссы Рамзеса II. Храм в Абу-Симбеле

Другие материалы