Немецкий ученый математик, философ, юрист Готфрид Лейбниц (1646 — 1716) изучал философское направление рационализма. Его исследования касались проблем познания и субстанции.
Проведя анализ теории Спинозы и Декарта о субстанции, он пришел к выводу об их несовершенстве. В первую очередь, Лейбниц не принял дуализма Декарта (теорию о разделении всех субстанций). Во-вторых, Лейбниц считал, что Спиноза в своих работах так и не преодолел дуализма Декарта, разделив все модусы на два класса — мыслящие и протяженные.
В противовес теориям Спинозы и Декарта, Лейбниц создал свою теорию о монадах (множественности субстанций), основными положениями которой являются высказывания:
- мир состоит из множества субстанций, которые обладают единой природой;
- такие субстанции называются монадами (от. греч. «единица», «единое»);
- монада не является материальным или вещественным образованием, она проста, неделима и не имеет протяжения;
- монада характеризуется четырьмя качествами: восприятием, влечением, стремлением и представлением;
- монада — это деятельность и единое целое, которое непрерывно меняет свое состояние;
- благодаря непрерывности существования, монада осознает себя;
- монады не зависят друг от друга, так как абсолютно замкнуты.
Существующие монады Лейбниц разделил на классы:
«Голые» — лежащие в основе всей неорганической природы.
«Животные» — обладающие ощущениями, но не обладающие самосознанием.
«Человеческие» — обладающие памятью, сознанием, способностью мыслить.
«Высшая» монада — Бог.
Лейбниц считает, что чем выше монада, тем большей степенью разумности она обладает, так же, как и большей степенью свободы. Философские интересы Лейбница не ограничивались проблемами бытия и учением о монадах. Другой его сферой деятельности была гносеология, или философия познания. Здесь, философ попытался применить рационализм и эмпиризм и разделить все знания на такие виды, как: «истины факта» и «истины разума»;
Истины разума — определяются самим разумом, имеют логическое объяснение, обладают необходимым и всеобщим характером.
Истины факта — представляют собой знания, которые получены опытным (эмпирическим) путем. Обычно, такие знания являются констатацией факта, без уточнения его причин, обладают вероятностным характером.
Несмотря на то, что «Истина факта» является не достоверным знанием, а вероятностным, его, все же, пренебрегать им, как знанием не следует.
Таким образом, основываясь на теорию Лейбница, можно отметить, что познание может быть осуществлено не только благодаря получению лишь одного вида знания (рационального или опытного), но обоих видов, При этом, знание, полученное на основе разума, будет носить характер достоверный, а знание, полученное на основе опыта — вероятностный.