Кайшядорский р-н, местечко Круонис
Круонис — один из 66 охраняемых в республике памятников урбанистики — сформировался в конце XVI в. Однако его название упоминается и в более ранних документах: по утверждению историка М. Балинскиса, в середине XV в. здесь построен первый костел. В документе 1589 г. поселение возле имения Круонис впервые названо местечком, однако застройкой оно ничем не отличалось от волочных деревень, лишь в 1570—1580 гг. здесь была сооружена церковь. В конце XVI—начале XVII в. значение поселения возросло: Круонис отмечен на карте Великого княжества Литовского 1613 г. В 1610 г. Т. Огиньский построил здесь униатский костел в стиле ренессанса. Круонис — местечко радиального плана, в XVII в. в центре находилась рыночная площадь, окруженная усадьбами торговцев и ремесленников. В объемно-пространственной композиции местечка площадь играла важную организующую роль — сюда сходились основные улицы. На территории урбанистического памятника охраняются: улицы (старые дороги в Каунас, Жежмаряй, Езнас, Дарсунишкис), планировка площади, сформировавшейся в XVII в., ее композиция — границы посессий, на которых стояли дома торговцев и ремесленников.
В панораме Круониса доминирует выразительный силуэт костела с башней высотой 33 м и оригинальным куполом. Костел строился в начале XVII в. Более узкий и низкий, чем неф, пресбитерий завершается пятигранной апсидой. По архитектурным формам это культовое здание близко небольшим традиционным церквям, но вместе с тем напоминает и однобашенные ренессансные литовские костелы XVII в. Интерьер по архитектуре и декору весьма скромен, но его украшают два уникальных надгробия Теодора Богдана и его сына Самуила Льва Огиньских.
Надгробие Т. Огиньского в Круонисском костеле в Кайшядорском р-не
Оба надгробия высечены из мрамора фиолетового оттенка, исполнены в различных стилях. Надгробие Т. Б. Огиньского создано в середине XVII в. мастерами итальянской школы в стиле ренессанса, а С. Л. Огиньского, как предполагается, мастерами школы итальянского скульптора Санто Гуччио. Пластическому решению второго памятника присущи черты ренессанса и барокко. Плиты по краям украшены полосой рельефа с растительным орнаментом. Это ценные произведения монументально-декоративного искусства.