Дело всей жизни. Часть 3

Лоренцо преклонялся перед скульптором Андреа Пизано, отлившим южные, самые первые, двери храма. В старости Гиберти скажет об этом мастере прошлого: «Он был величайшим скульптором». А сейчас он решает следовать опыту Пизано. Лоренцо избирает для дверей практически такую же композицию — те же 28 полей, из них 8 нижних отведены для отдельных аллегорических фигур, берет излюбленную готикой форму рамы поля — квадрифолий. Почти все как у Андреа Пизано.

Цикл своих рельефов Гиберти посвящает жизни Христа. Но рассказ свой он начинает не с верхнего левого рельефа и кончает не справа внизу, как это сделал Пизано, а наоборот — идет от нижнего левого рельефа к правому верхнему. Отличие немаловажное. Искусствовед Б. Р. Виппер напишет в своей книге: «Андреа Пизано в своем распределении сюжетов придерживался традиций итальянского треченто... Гиберти же заимствует вертикальный принцип своего рассказа у северной готики: именно в таком порядке — слева направо и снизу вверх — совершалось чередование сцен в цветных витражах готического собора».

Тяжел труд создания грандиозных дверей. Лоренцо усложняет свои сцены обилием фигур, постоянно меняет композиции отдельных рельефов. Ведь в маленьком, неудобном пространстве квадрифолия надо разместить множество персонажей. Да не просто разместить, а вдохнуть в них жизнь. И ему это удается. Изнуряющая работа, постоянный поиск. Но зато качество каждого рельефа безукоризненно. Пригодилась и школа ювелира, которую он проходил у отчима: каждая деталь отполирована до блеска.

Много помогают и ученики. Ведь теперь у Лоренцо своя мастерская. Одному не выполнить сложный заказ. Особенно радует Лоренцо мальчик Паоло, который попал в мастерскую еще совсем ребенком, в 1407 году, когда ему было десять лет. Покинет он мастерскую Гиберти уже семнадцатилетним юношей. Тогда его станут называть Паоло ди Дино. А еще позже Паоло Уччелло. Под этим именем он войдет в историю живописи Ренессанса.

И мастер, и его ученики поглощены работой над дверьми Сан-Джованни. Жаль только, что приходится иногда отрываться. Теперь Лоренцо знаменит. Он ездит работать в Рим, Сиену, в Венецию. Да и здесь, во Флоренции, есть заказы — он выполняет три бронзовые статуи для украшения Сан-Микеле.

Это первые большие бронзовые статуи в истории итальянского искусства. На отливку первой — Иоанна Крестителя — ушло три года. Гиберти закончил ее в 1415 году. В течение пяти последующих лет сделал вторую — святого Матвея.

Другие материалы