Дело всей жизни. Часть 4

Хоть и хочется Гиберти поскорее вернуться к отливке дверей, однако над заказанными статуями он работает добросовестно. Изучение рельефов Пизано, работа в стиле, близком ему, дает себя знать. Черты готики еще сильны в обеих статуях — игра складок на тканях, характерные изгибы. Однако что-то не удовлетворяет самого Гиберти в этих работах. Сделав две первые статуи, он откладывает отливку третьей на девять лет.

Статуя святого Стефана «родилась» только в 1429 году, когда Лоренцо начал работать над «Вратами рая». Ученые XX века напишут, что она явилась переходом ко второму этапу в творчестве Гиберти. Сам же мастер, поглощенный мыслями о новых решениях рельефов, вступил в Ренессанс, не подозревая, что уже создает величайшие творения нового стиля. Пропадают готические экспрессивные позы, исчезают нервные формы рельефных композиций. Живые люди, с их радостями и заботами, выходят из рук скульптора. Торжество человеческого духа — вот смысл всех последующих работ мастера. Но это еще впереди, а пока...

Лоренцо доделывал двери. Приближался 1424 год. Давно уже сменились ученики в его мастерской. Да и сам он изменился: черты округлились, морщины залегли у тонкогубого рта. Теперь уже не юноша, а опытный мастер шлифовал последние детали рельефов. Больше 20 лет прошло с той поры, как он начал работу над заказом флорентийской синьории. И вот работа подошла к концу. Наступил долгожданный день...

Все граждане Флоренции сошлись смотреть на дело рук великого художника. Приезжали и мастера из других городов. Успех был необычайно велик. Сразу же последовал заказ на новые двери. Они должны были украсить главную, восточную сторону баптистерия. Эти врата потребовали у скульптора 27 лет жизни. 27 лет постоянных поисков, проб, ошибок и блистательных находок.

В 1425 году Гиберти приступил к работе над новыми дверьми.

Во Флоренции кипела художественная жизнь. Давно вернулся сюда Филиппо Брунеллески. Работал здесь Донателло. Молодой живописец Томазо, по прозвищу Мазаччо, делал фрески в капелле Бранкаччи, которые стали основой ренессансной живописи. Во Флоренции рождалась новая эпоха в истории культуры, рождался Ренессанс. Гиберти чувствовал эти перемены. Он сам участвовал в происходящем, не мог быть в стороне...

Далеко за полночь засиживался Лоренцо в мастерской. Что-то не получилось в этих вратах. Лоренцо смотрел на свои модели из воска, смотрел и понимал — форма квадрифолия здесь не подходит. Слишком сложна. Сюжеты, выбранные комиссией для изображения, заставляли думать о новой форме для рельефов. Теперь это не просто сцены из жизни одного святого, а совершенно разные события из библейской истории.

Другие материалы