Практически история искусства как наука рождена Лоренцо Гиберти. Заключал он трактат автобиографией. Мы не знаем, чья автобиография была первой, его или Альберти, но собственная биография Лоренцо ближе к нашему пониманию этого жанра.
Тем временем работа над вратами шла своим чередом. Чем дольше трудился над ними скульптор, тем больше волновали его вопросы перспективы. Он постоянно подолгу сидит над книгами и бумагами, что-то чертит, измеряет, изучает какие-то детали. В связи с перспективой начинает заниматься строением глаза, теорией света. Вообще всем тем, что связано с оптикой. Когда он умрет, на столе в его мастерской найдут неоконченный трактат о теории света и принципах оптического изображения.
А сейчас в результате его научных изысканий создаваемые для дверей рельефы становятся все лучше и лучше, все глубже его перспективные построения. Одновременно Лоренцо излагает на бумаге те знания, которые он получил о перспективе из собственных наблюдений и книг. «Наука и искусство дополняют друг друга», — пишет он. Именно поэтому включает Гиберти свои теоретические изыскания в трактат по искусству.
Движется к концу работа над восточными вратами флорентийского баптистерия. Осталось смонтировать рельефы да украсить дверные косяки гирляндой из листьев и гроздьев винограда. Каждую створку врат скульптор обрамляет орнаментальным прямоугольником с нишами, в нишах — изображения пророков, между ними — медальоны. И теперь, будучи уже старым и опытным мастером, Лоренцо позволяет себе сделать в двух медальонах портреты — сына и себя самого. Полное, крупное лицо с широким носом, высокий лоб, опущенные глаза, тонкие губы — такой, как он есть, без прикрас. Пусть видят потомки знаменитого создателя «Врат рая».
В 1452 году Лоренцо Гиберти наконец окончил восточные двери. Представил на суд флорентийской публики главный труд своей жизни. Это был для него один из самых счастливых дней.
Снова вся Флоренция собралась у врат Сан-Джованни. Всеобщий восторг — лучшая награда Гиберти. И все же немного грустно было великому мастеру. Всегда жаль расставаться со своим детищем.
Вспомнил, сколько работал над первыми и вторыми дверьми флорентийского баптистерия, — вышло, что всю жизнь. Уже не было на свете Филиппо Брунеллески, когда-то состязавшегося с ним в мастерстве рельефа. Умер гуманист, историк, канцлер Флорентийской республики Леонардо Бруни, начинавший разработку тематической программы для вторых врат. Из старых друзей только Донателло оставался рядом с Лоренцо, увидел завершение его многолетнего труда.
А 1 декабря 1455 года не станет и самого Лоренцо Гиберти, беспримерного труженика, прекрасного рисовальщика, талантливого ученого, замечательного итальянского скульптора эпохи Возрождения.