Сохранен до наших дней важнейший текст — Решение муниципального совета о «Давиде» Микеланджело. Лучшие мастера Флоренции обсуждали все вместе, где ему стоять. Среди 14 присутствующих встречаем славные имена — Козимо Роселли и Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Джулиано да Сангалло. Были здесь и мастер Франческо—герольд Синьории, и Франческо Мончиатто, столяр. Все согласились на одном: место новой статуе — около дворца. На площади Синьории, у палаццо Веккьо.
Вновь, как и в начале работы, была сооружена сложная система блоков, бревен настила, клети, статую подвесили и начали медленно, осторожно перевозить, метр за метром. Утром 18 мая 1504 года «Давид» был установлен под башней палаццо Веккьо, в нескольких шагах от места, где был зажжен костер Савонаролы.
Гордись, Фьоренца, долей величавой! Ты над землей и морем
бьешь крылом, И самый Ад твоей наполнен славой!
(Данте)
Бородатый раб
Пророческим образом «Давида» открывается новый, XVI век. Солнечный час, взлет жизни скульптора. Солнечный час истории Флоренции. Зимой 1504 года в этом городе соединены пути трех великих художников Возрождения — Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля. В числе первых восприемников «Давида» будут они.
Микеланджело 29 лет. Он не знал, что через два десятилетия время стремительно «пойдет на склон», для Италии пробьет час национальной трагедии. Войсками императора Испании будет взят, потоплен в крови, разрушен и разграблен Рим. Флоренция восстанет, провозгласит республику и будет героически противостоять огромной армии — войскам Испании и папы римского. И он, скульптор, будет защищать родной город, строить укрепления, возводить бастионы на горе Сан-Миньято, перенося все опасности и лишения до последнего дня осады. Он не знал, что ему будет суждено создавать капеллу Медичи, «плача, любя, изнемогая и томясь», и вскоре, в дни монархической власти потомков Медичи, покинуть Флоренцию и принять римское гражданство. Что ему еще предстоит создать образ народного трибуна и тираноборца Брута, и «Страшный суд» Сикстинской капеллы, и модель купола собора святого Петра, что будет выситься над Римом через столетия символом победоносной воли и творческой мощи человека. Он не знал, что в смертный час скажет, чтобы схоронили его в милой навсегда Флоренции, куда он желал вернуться «хотя бы мертвым». Он не знал — пройдут века, и на холме Сан-Миньято будет названа его именем площадь перед памятником, где некогда он возводил укрепления и откуда, как на ладони, видна вся Флоренция — amata Patria — любимая родина.
Для подвигов нет прошлого, нет «вчера». Они всегда вершатся «ныне». Они сопрягают далекие пространства времен и миг настоящего в один сверкающий огненный луч. В тот момент, когда их окликает вечно новый порыв и вечно новая боль.
Для подвигов нет прошлого. И на всех рубежах Истории, где свободный человек восстает против темных сил ненависти и зла, будет стоять «Давид» Микеланджело. И повсюду, где свободный ум будет прокладывать тропу к вершине, раздвигать горизонты знаний и представлений, будет гореть имя скульптора Италии, который остается для нас «человеком на все времена».