Видимо, Жан Гужон побывал в Италии. Характер архитектурного решения органной трибуны в соборе Сен-Маклу подсказывает эту догадку. Две простые колонны из черного мрамора, стоящие на основаниях из белого мрамора и увенчанные коринфской капителью тоже из белого мрамора. Колонны античной чистоты линий — и это в Руане, на родине готического искусства! Как не предположить близкое знакомство с итальянским возрожденческим искусством.
Первые известные нам скульптуры Гужона относятся к 1 546 году. Он автор знаменитой усыпальницы герцога де Брезе.
Две сохранившиеся до наших дней скульптуры усыпальницы — конная статуя и лежащая фигура, восходят к французской традиции. Парадная, монументальная гробница — дань увлечения итальянской архитектурой. Привлекают внимание женские фигуры, поддерживающие верхний ярус памятника. В сущности, это кариатиды, задача которых поддерживать свод, следовательно, они должны быть неподвижны, статичны, иначе опора будет ненадежной. А эти женские фигуры полны динамики и жизненной силы.
Гужон поздно занялся скульптурой. Начинал он как зодчий и декоратор. В средние века скульптура составляла единое целое с архитектурой, лишь Возрождение выделило скульптуру в самостоятельный вид искусства.
Гужон был равно талантлив как в архитектуре, так и в скульптурной пластике. Но сердце его, безусловно, было отдано ваянию. Много лет он сотрудничал с выдающимся французским зодчим XVI столетия Пьером Леско. Первым их совместным произведением был парижский особняк Линьери, известный в наше время как отель Карнавале. Здание, построенное около 1545 года, за прошедшие века сильно изменилось. К первоначальному виду его ближе всего левая сторона — здесь строгая красота архитектурных форм гармонично сочетается с барельефами Гужона.
Венера и Амур
Замечательным плодом сотрудничества Жана Гужона и Пьера Леско стал новый фасад Лувра. Работы по перестройке старого парижского дворца-замка были начаты в конце сороковых годов XVI столетия. Он стал одним из блистательных образцов архитектуры зрелого французского Ренессанса. Главный, западный фасад Лувра насыщен украшениями, но не перегружен ими. От полуколонн и пилястр нижнего этажа до ажурного узора над верхним карнизом — утонченная сдержанность, благородство, завершенность в отделке каждой детали. Будто высечен из одного куска и затем тщательно отделан резцом скульптора этот фасад, с безошибочно угаданными пропорциями и строгим ритмом по-разному обработанных окон. Над входом размещены рельефы с аллегорическим изображением войны и мира, а на самом верху — фигуры богов и скованных рабов над щитом, который придерживают два крылатых гения. Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке.
Диана