Мистике поставивший предел. Часть 1

Исторические обстоятельства способствовали тому, что именно Бургундия в XIV веке стала центром развития французской культуры и определила ее характер почти на столетие. В 1364 году престол Бургундии занял Филипп Смелый Валуа, брат короля Карла V.

Война с Англией, начавшаяся в 1338 году, продлится более века и войдет в историю как Столетняя. Разрушения и опустошение принесет она Франции. Только Бургонь процветала эти сто лет, не допуская к себе ни английского, ни французского короля, принимая сторону то одного, то другого. Такова была политика ее правителей: хитрых, двуличных, всегда державшихся за свою феодальную независимость. Герцог Филипп был не только отважным и удачливым воином, но и большим дипломатом. Он женился на Маргарите Фландрской, которая получила в наследство богатейшую и обширную Фландрию.

Выходец из дома Валуа, славившегося блеском двора и интригами, монсеньор Филипп слыл покровителем искусств. В столице Бургундии Дижоне шло нескончаемое строительство. Отовсюду прибывали сюда каменных дел мастера.

В это время на бургундскую землю и попал Клаус Слютер. Мы не знаем точно, чем он занимался до переезда в Дижон.

Разве что находка французского искусствоведа Ж. Дюбержа, обнаружившего его имя в списках корпорации каменщиков и резчиков Брюсселя, в которой он состоял с 1379 по 1385 год, проливает свет на деятельность Слютера до того, как он приехал в Бургонь. Естественно, можно предположить, что он уже не был просто подмастерьем, а имел определенные навыки в обращении с камнем.

В марте 1385 года Клаус Слютер начал работать у известного фландрского скульптора Жана де Марвиля, автора проектов многих сооружений, возводимых Филиппом Бургундским.

После смерти руководителя мастерской в 1389 году его место занял Слютер, унаследовав все права, титулы и привилегии де Марвиля. Но в первую очередь Слютер стал продолжателем дел своего предшественника. Он украсил скульптурными работами монастырь Шартрез де Шаммоль, церковь Сент-Шапель де Дижон, замок Жермоль, где особенно нравилось бывать герцогине Маргарите.

Талант и трудолюбие фламандского мастера поистине творили чудеса. Искусству он отдавал себя всего без остатка. Клаус Слютер был скрытным, недоверчивым человеком, постоянно ищущим уединения. Он любил работать один, вдали от шума и суеты. Он никогда не был женат, не имел детей. Сразу же после размещения в подаренном ему герцогом особняке, который просто называли «дом Клауса», принялся за его переоборудование, приказал установить везде крючки, запоры, засовы. Спустя несколько месяцев построил для работы галерею на втором этаже с большими окнами. Число его помощников никогда не превышало девяти.

Другие материалы