Мистике поставивший предел. Часть 2

Он заменил фламандцев, которые работали у Марвиля, на бургундских мастеров. Единственным исключением стал его племянник Клаус де Верве, которого он специально пригласил из Голландии и старался сделать из него продолжателя своих дел.

Портал церкви монастыря Шартрез де Шаммоль было решено украсить еще при жизни Жана Марвиля. В 1388 году привезли каменные блоки для изготовления статуй донаторов монастыря Филиппа Бургундского и Маргариты Фландрской, но они остались нетронутыми из-за смерти старого руководителя мастерской. Композиция портала была традиционной в обычном стиле оформления фасадов середины XIV века.

Для размещения статуй Слютер устроил площадки на выступающих консолях. Такая установка представляла значительную трудность, но давала новое, необычное художественное и композиционное решение: фигуры отрывались от стены, жили в пространстве.

Монастырь был основан бургундскими властителями в честь богородицы Девы Марии. Центром скульптурной композиции стал ее образ.

В трактовке Слютера Мария не столько символ небесной царицы, сколько образ земной матери. Венец святости едва различим в ткани, которой она покрыта. Полнокровна ее женская красота. Тело Марии отклонено назад — так удобнее держать и видеть сына, сидящего на правой руке. В выражении ее лица, во всей фигуре живет предчувствие горестного будущего ее сына.

Драматизм и благородство объединяют мраморную фигуру Девы Марии со святой Екатериной. Перед нами два образа, вышедшие из-под одной руки. Святая Екатерина, покровительница герцогини, сопровождает Марию. В ее руке — зубчатое колесо, она в платье, стянутом ремнем, в мантии, на голове капюшон.

Святой Жан-Батист, покровитель герцога, возвышается за Марией и Екатериной. Он держит в правой руке агнца. Прекрасно исполнена голова святого, передано выражение особого достоинства.

Герцог и герцогиня, стоя на коленях, молятся. Маргарита Фландрская в церемониальном костюме. Длинная юбка скрывает ноги, приталенная одежда и мантия подчеркивают красоту верхней части фигуры. Мы видим немолодую женщину, сильную и решительную. В самой позе, подчиненной направлению взгляда, в линиях фигуры проступает характер высокомерный и гордый.

Другие материалы