Мистике поставивший предел. Часть 5

Плакальщики старые и молодые, худые и толстые, с бородами и без них, грустные и улыбающиеся. Одни просматривают книги, другие размышляют над чем-то. Поражает разнообразие одеяний, украшений, поясов, застежек. А как притягательны для глаз фигурки людей, прогуливающихся в галерее. Монахи в позах обыденных и естественных. Один заткнул нос, чтобы не чувствовать запаха тления. Другой горестно поник. Здесь и светские персонажи в специальной обрядовой одежде.

Слютер переступил грань, к которой подошла к началу XV века французская скульптура. Реализм проявился у него в собственном смысле этого слова.

Реалистичны портреты герцога и герцогини, жизненно достоверны без какой бы то ни было идеализации их черт статуи пророков и фигурки плакальщиков. Размеры, естественные линии тел, их пропорциональность, мельчайшие детали подчеркивают индивидуальность изображений, особенно лиц персонажей.

Однако налет религиозности вносит в могучее реалистическое творчество Слютера мистический оттенок. Это и неудивительно, ибо невозможно оторвать скульптора от его времени, проникнутого религиозным сознанием. Но религиозность Клауса Слютера никогда не доходит до того, чтобы затмить внутреннюю жизнь человека. Вкус Клауса Слютера к реальной жизни, его редкостная наблюдательность помогали достигнуть правды жизни, которой он вдохновлялся. Духовное прозрение Слютера усиливало видимую действительность и характеры. Он сумел создать типы сильнее природы, чем, несомненно, возвысил человека.

Искусство Слютера оказало большое влияние на творчество многих мастеров Франции. Памятники, перекликающиеся с его образами и даже копирующие их, встречаются во многих районах страны. Можно сказать, что весь XV век в искусстве Франции прошел под влиянием великого бургундского мастера.

Другие материалы