Подарок королю... и человечеству. Часть 3

Чтобы как-то расположить фаворитку к себе, художник сделал изящную вазочку и направился к госпоже де Тамп. В ее приемной Челлини встретили холодно: «Подождите». Ждать пришлось с утра и до темна. Художник вспылил и ушел. По пути домой он завернул к кардиналу лотарингскому и подарил вазочку ему. При дворе узнали об этом. Над госпожой де Тамп подшучивали, и она стала злейшим врагом художника.

Ночная кукушка всегда перекукует дневную. Король, который ранее благоволил художнику, сделался с ним резок и груб, и Челлини уже подумывал, как бы подобру-поздорову унести ноги из французского королевства. Жаль только было бросать гигантскую скульптуру Марса, которая была готова к отливке. Как-то король приехал к художнику. Челлини показал ему собранную из всех скульптурных деталей парадную дверь для Фонтенбло. Король даже не посмотрел на искусную работу, а лишь заметил, что свои дарования художники могут выказывать благодаря случаям, получаемым от сильных мира сего. И добавил: «Вам бы следовало быть послушным и не таким гордым и самочинным. Иначе вы будете биться головой об стену». Челлини не терпел подобных слов ни от пап, ни от королей. Собрав пожитки, художник оставил подаренный ему замок Малый Нель и все, что в нем было нажито за шесть лет жизни, и, не дожидаясь разрешения, отправился восвояси, в родную Флоренцию.

Флорентийский герцог Козимо I Медичи, как и его недавний предшественник Лоренцо Великолепный, желал быть покровителем искусств, но для этого был слишком скуп и душевно бездарен.

Едва встретившись с Челлини, герцог предложил ему сделать скульптуру Персея перед палаццо Веккьо в центре Флоренции. Для всякого художника велика была честь поставить свое творение на площади Синьории, где уже стояли скульптуры «Юдифь и Олоферн» Донателло и «Давид» Микеланджело. Желая показать себя перед Флорентийской академией, из стен которой вышли многие знаменитые художники, Челлини сразу же принялся за работу. Всем обещаниям и уверениям герцога он поверил на слово и юридического договора, как того требовал его опыт общения с сильными мира сего, составлять не стал.

Персей — герой греческого мифа, победивший Медузу Горгону, — должен был символизировать победу Козимо I и его приход к власти во Флоренции. Как всегда, Челлини начал с рисунка, но не удовлетворился им и взялся за воск. Он мыслил пластически, как говорится, пальцами, поэтому ему всегда был надобен материал для лепки. Работая с воском, глиной, гипсом, он сразу же обретал творческую уверенность. Характер Челлини, его энергия, порывистость и сила неизбежно проявлялись в скульптуре.

Аполлон
Аполлон

Восковая модель будущего Персея вылеплена будто на одном дыхании. Как ни поворачивай Персея, он со всех сторон смотрится одинаково сильным и неукротимым. Движения его ног, попирающих Медузу Горгону, так выразительны, словно Персей, объятый страстью боя, еще пританцовывает над поверженным врагом. Левая рука, отброшенная сильным движением вверх, едва удерживает отрубленную голову Медузы. Наполненное жизнью мощное тело Персея противостоит статике распластанной, безжизненной Медузы, отчего вся скульптурная группа обретает динамику, пластическую убедительность.

Другие материалы