Челлини не преувеличивал свои способности и силы, когда сделал такое предложение герцогу, тот не смог по достоинству оценить художника. Время шло, а Челлини так и не получил ответа на свое предложение.
Во Флоренцию была привезена по реке Арно большая мраморная глыба. Козимо I предполагал отдать этот мрамор бездарному придворному художнику, чтобы тот изваял из него статую Нептуна. Употребив все свои силы, Челлини добился, чтобы был объявлен конкурс на лучшую модель будущей статуи. В состязании приняли участие все ведущие мастера Флорентийской академии. Герцог вынужден был признать восковую модель Челлини лучшей. Когда он пришел со своей свитой в мастерскую Бенвенуто, то художник, твердо веря в свои силы, предложил герцогу, чтобы участники конкурса, кроме восковой модели, еще бы сделали глиняную модель в натуральную величину. «Если ваша светлость, — продолжал художник, — отдаст мрамор тому, кто его не заслуживает, то учинит великую обиду себе, потому что этим приобретет ущерб и стыд...» Когда он собрался уходить, лукский посол сказал ему: «Государь, этот ваш Бенвенуто ужасный человек».
Мрамор Челлини не получил. Заказов на большие работы не было. Бенвенуто вернулся к своему старому ремеслу. Ювелирные изделия давали средства на существование, но разве об этом мечтал Челлини? Купив на свои деньги большой кусок мрамора, художник в свободное время работал над «Распятием». Всю свою боль и страдание вложил Челлини в эту скульптуру. Над ней он работал долгие годы, не торопясь расставаться со своим творением. К «Распятию» он всякий раз возвращался, когда жизнь казалась особенно несправедливой к нему. Сколько бессонных ночей он провел за работой, сколько горьких мыслей передумал, пока шлифовал мозолистыми руками мраморную скульптуру, словно скоблил свою уставшую душу!
Семья у Челлини была большая — семь человек детей, из них двое внебрачных. На себя он взял заботу и о семье овдовевшей сестры с шестью детьми. Кроме того, в доме Челлини нашла приют одна из его натурщиц с двумя детьми, отец которых, буян и скандалист, сидел в тюрьме. С утра и до вечера работая в мастерской, художник между делом стал писать свое «Жизнеописание». Рассудив, что он теряет слишком много времени и что это «непомерная суета», Челлини подыскал себе грамотного хворенького мальчугана и продолжал «сказывать» ему свою жизнь. Так как в этом художник находил некоторое удовольствие, то и работа у него шла веселей и было удовлетворение, что приглашенный им подросток занят делом.
...С тех пор неспешно минуло четыре с лишним века. Несравненный бронзовый «Персей», медали и печати, знаменитая золотая солонка, скульптурные портреты, мраморное «Распятие», находящееся в Испании, реставрация античных статуй — много и славно поработал на своем веку Бенвенуто Челлини. Художник прожил полную приключений жизнь. О нем накопилась большая литература. И все-таки лучше всех сказал о себе он сам «без подскоблений и подправлений другими».
В 1803 году «Жизнеописание» Челлини перевел на немецкий язык сам Гёте, снабдив перевод очерком о художнике и его времени. «Челлини обязан своей славой едва ли не больше своему слову, чем творениям», — писал Гёте, — ибо «своим пером, едва ли не вернее, чем резцом, он оставил прочный памятник себе и своему искусству».
Давно забыты все те, для кого работал замечательный мастер. Сам же Челлини никогда не будет забыт благодаря своим трудам и талантам.