Родник, из которого черпали все. Часть 1

1 августа 1464 года Флоренция погрузилась в глубокий траур: скончался некоронованный властитель города Козимо Медичи. 7 августа была создана специальная комиссия, чтобы решить вопрос о его надгробии. Одни предлагали соорудить гробницу, украшенную статуей Козимо, другие — построить для его останков специальную капеллу. Несомненно, обсуждалось и имя мастера, которому можно было бы доверить сооружение надгробия «отца отечества» (официальный титул, посмертно присужденный Козимо Медичи). По-видимому, здесь назывались имена великого Донателло, которого боготворил Медичи, Луки делла Роббиа, Антонио Росселлино. Неожиданно заказ получил молодой скульптор и ювелир Андреа Верроккьо и к назначенному сроку выполнил надгробную плиту из мрамора, зеленого порфира, латуни, бронзы и других материалов. 22 октября 1467 года останки «отца отечества» были перенесены в только что завершенную гробницу в церкви Сан-Лоренцо.

Так впервые письменные свидетельства доносят весть о существовании Андреа Верроккьо. Что же успел он свершить в предшествующие годы? Почему именно на него пал выбор высокой флорентийской комиссии? Об этом можно только догадываться или на слово поверить Джорджо Вазари, утверждавшему, что он учился у богатого и влиятельного ювелира Джулиано дель Верроккьо, который наверняка покровительствовал своему ученику.

Вероятно, к 1464 году Верроккьо был хорошо известен во Флоренции как талантливый многообещающий скульптор, создавший произведения, которые обратили на него внимание семьи Медичи и их друзей.

Возможно, одним из них был знаменитый бронзовый «Давид». Верроккьо обратился здесь к популярной в католическом мире библейской легенде о юноше пастухе, принявшем вызов неприятеля, великана Голиафа, и победившего его. Этим сюжетом вдохновлялся Донателло, дважды создавший «Давида» — в мраморе и бронзе. Для флорентийцев XV века Давид был символом независимости их родного города.

Верроккьо изобразил Давида оживленным и задорным юношей. Он стоит над поверженной головой Голиафа, в правой руке сжимая короткий меч. Во всей фигуре подбоченившегося ликующего молодого человека, в лице его чувствуется торжество и уверенность победителя.

Все ракурсы тщательно продуманы скульптором — и хочется видеть статую не в музейном зале, а поставленной на возвышение среди небольшого двора или сада. Возможно, она и создавалась как украшение фонтана.

Давид
Давид

Другие материалы