Родник, из которого черпали все. Часть 4

Но художника, чей талант монументалиста так ярко расцвел в работе над композицией «Христос и апостол Фома», привлекали крупные, сложные по замыслу работы, и если на такой заказ трудно было рассчитывать во Флоренции, он был согласен работать и для других городов Италии.

В 1474 году город Пистойя (в Тоскане, неподалеку от Флоренции) решил воздвигнуть монумент в честь своего знаменитого земляка, кардинала Николо Фортегуэрри. Был объявлен конкурс на лучший проект этого памятника. Победу в нем одержал Верроккьо. Замысел его был необычайно смел и оригинален. Мы могли судить о нем по эскизу из терракоты (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Скульптор задумал создать композицию из девяти мраморных фигур в натуральную величину. В центре должен был стоять на коленях кардинал Фортегуэрри. Аллегорические фигуры Добродетелей — Веры, Надежды и Милосердия — окружали его. А наверху взору кардинала представлялись благословляющий Христос и четыре ангела.

Но Верроккьо не удалось осуществить свой замысел. Сначала произошел конфликт с заказчиками из-за оплаты работ. Потом заказ чуть было не передали другому мастеру. И лишь вмешательство Лоренцо Великолепного заставило пистойцев принять все условия Верроккьо. Но эти тяжбы и проволочки оскорбили мастера, и он поручил памятник своим ученикам, которые начали вырубать фигуры по моделям Верроккьо только в конце 1477 года.

К 1483 году семь фигур были уже почти завершены. Но скульптор вовсе охладел к заказу, и только после его смерти в 1488 году, уступая настояниям горожан Пистойи, его ученик Лоренцо ди Креди взялся за продолжение работы. Взялся, но не смог продвинуть ее. Не удалось закончить монумент и скульптору Лоренцо Лоренцетто в 1514 году (он выполнил две недостающие фигуры — кардинала и Аллегории Милосердия). Только в 1753 году малоизвестный ваятель Гаэтано Мазони собрал монумент в честь Фортегуэрри. Монтировка была осуществлена им в соответствии со вкусами XVIII века и сильно исказила замысел Верроккьо.

Охлаждение Верроккьо к монументу Фортегуэрри объяснялось еще и тем, что скульптор начал работу над конным памятником Бартоломео Коллеони для Венеции. Весной 1486 года он перенес свою мастерскую в город святого Марка. Верроккьо успел закончить модель памятника в глине и подготовить ее к литью из бронзы. Однако работа не была закончена. Летом 1488 года Верроккьо заболел. Вазари сообщает, что он, разгоряченный во время литья, простудился и через несколько дней скончался в Венеции.

Другие материалы