Родник, из которого черпали все. Часть 5

Судьба оказалась благосклонной к памятнику Коллеони. Его завершение было поручено венецианскому скульптору и бронзолитейщику Алессандро Леопарди.

Им были отлиты фигуры лошади и всадника, и 21 марта 1496 года состоялось торжественное открытие памятника на площади Сан-Джованни в Паоло. Бронзовый всадник — кондотьер Бартоломео Коллеони, наемный полководец войска республиканской Венеции, и сейчас украшает эту площадь, горделиво возвышаясь над ней...

Образ, созданный Верроккьо, потому и производит такое сильное впечатление, что представляет собой не только портрет Коллеони, но типический образ решительного и смелого военачальника.

Конная статуя кондотьера Коллеони
Конная статуя кондотьера Коллеони


Конная статуя кондотьера Коллеони. Фрагмент
Конная статуя кондотьера Коллеони. Фрагмент

Главное, что поражает в памятнике, — совместное энергичное движение коня и всадника. Конь как бы устремляется за пределы мраморного плинта. Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. Так смотрят на приближающегося врага: на лице застыла гримаса гнева или напряжения. Правой рукой кондотьер сжимает поводья, в левой держит жезл, которым указывает вперед. В том, как он выносит вперед локоть левой руки, как властно сжимает жезл, чувствуется огромный волевой напор. Коллеони управляет конем не только волевым, но и физическим усилием. Лицо его, страшное в фас, в профиль напоминает чудовищную птицу: над горбатым носом, похожим на клюв, над насупленными бровями острый козырек шлема, выдающийся вперед, еще усиливает впечатление нечеловеческого напряжения.

Определяющими чертами Коллеони у Верроккьо являются всесокрушающий порыв и энергия, действительно способная вызвать ужас. Пожалуй, только у Микеланджело можно найти образы подобной силы. Конный памятник в Венеции — самое зрелое из произведений Верроккьо. Подчеркнув героическую сущность Коллеони, скульптор вплотную подошел к искусству Высокого Возрождения. Именно такая трактовка конного монумента определила направление поисков многих последующих поколений художников. Не только Леонардо да Винчи, но и мастера рубежа XVI и XVII веков Джованни Болонья, Орацио Моки, Пьетро Такка в своих конных монументах разрабатывали линию, за сто с лишним лет до них намеченную Андреа Верроккьо.

Масштаб дарования Андреа ди Микеле Чони по прозвищу Верроккьо был таков, что, будучи крупнейшим итальянским ваятелем второй половины пятнадцатого века, он остался в истории искусства также как видный живописец и блестящий ювелир, наконец, его мастерская во Флоренции была настоящей академией для молодых художников. И если среди учеников Верроккьо не было крупных скульпторов, то последователями Верроккьо-живописца стали такие замечательные художники, как Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино, наконец, Леонардо да Винчи. Поэтому мы вправе вместе с младшим современником Верроккьо Уголино Верино сравнить выдающегося мастера с родником, из которого черпали все живописцы, чьи имена прославили в веках искусство итальянского Возрождения.

Другие материалы