Осенью 1415 года появляется уже почти вовсе свободный от средневековой условности евангелист Иоанн — мудрый, спокойно-могучий, прекрасный видом муж. Для исполнения этой двухметровой статуи Донателло располагал куском мрамора толщиной всего в полметра. Он с отличающей гения простотою, справедливо рассудив, что сидящая статуя не будет смотреться круглой скульптурой, срезал фигуру Иоанна со спины и высек глубокий, выступающий на две трети толщины камня рельеф. Можно себе только воображать теперь восхищение, пережитое когда-то флорентийцами.
Молодой ваятель, избранный согражданами и благословленный на творчество во славу республики, в первые два года самостоятельного труда сумел высечь еще две статуи для Ор-Сан-Микеле, здания флорентийских цехов, нижний этаж которого из открытой лоджии после закладки пролетов был превращен в церковь. В нишах наружных стен и установили святых патронов ремесленных цехов.
Георгий Победоносец, святой покровитель оружейников свободной Флоренции, изваянный 8 1416 году, обозначил дату рождения скульптуры Ренессанса.
В первых образах новой, ренессанской скульптуры, созданных Донателло, данью готике осталось лишь стрельчатое обрамление ниш, в которых стоят святой Георгий и святой Марк — покровитель цеха шерстянщиков. Позже святого Георгия, высеченного Донателло, перенесли для сохранности в городской музей, а в нише установили копию с этой статуи. Прекрасную копию «Георгия» можно видеть и в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. В свое время основатель его — известный русский просветитель, профессор И. В. Цветаев ценою великих усилий собрал уникальную коллекцию копий с шедевров европейской скульптуры. Годы строительства, собирания и открытия музея совпали со временем, когда мир словно бы наново открывал великого Донателло.
В 1912 году в России вышел труд Н. Горбова о творчестве скульптора. Там, быть может, самые восхищенные строки посвящены «Святому Георгию Победоносцу»: «Маленькая голова на длинной шее — тип флорентийской красоты — немного повернута налево... Георгий храбр; но это не заносчивое удальство: это — сознание своей силы, знающей и размеры опасности; Георгий всматривается и соображает все обстоятельства предстоящей ему борьбы; его храбрость обаятельна, и трудно найти другое произведение скульптуры, в котором так ясно и художественно было бы выражено это соединение красоты, энергии и мысли. Донателло достиг этого эффекта не одним лицом; поразительна и вся поза Георгия. Его стан и руки развиты очень сильно; кисти рук даже особенно велики; но вся эта верхняя часть фигуры находится в совершенном покое; Георгий полон энергии... пока скрытой. Он еще не наступает на чудовище, которое призван истребить, но, однако, и не отступит перед ним; обе ноги твердо стоят на земле, отодвинутая назад правая, так же, как и выдвинутая вперед левая... Разумеется, с определенной целью, и нельзя сомневаться, что этой целью было — придать всей фигуре выражение несокрушимой мощи, — Цель, достигнутая в совершенстве».
Святой Георгий