Мы не знаем, с кого лепил мастер своего Георгия — прекрасного рыцаря, облаченного в те же доспехи, какие выковывали славные оружейники Флоренции. Но уверены — он встретил свою модель на улице или площади родного города: не оттого ли предания и легенды через века донесли нам достоверную память о том, что прообразами святых и пророков, изваянных молодым Донателло для величественной соборной колокольни, стали реальные герои флорентийской истории.
В дерзко-презрительном лике могучего Иеремии увидела народная молва славного Франческо Содерини, приговоренного тираном Козимо Медичи после падения республики к пожизненному изгнанию.
То же произошло и со святым Аввакумом, которого флорентийцы нарекли именем живого человека — веселого, говорливого Джованни ди Бардуччо Керикини, по прозвищу Цукконе, что значит «тыква». Поразительная жизненность творений Донателло просто-таки вынуждала флорентийских простолюдинов называть изваянных им святых и пророков именами своих чем-либо прославившихся сограждан.
До конца дней клялся мастер своим Цукконе как лучшим из созданий. И будто даже, когда работал над ним, то в испепеляющем вдохновении грозно кричал на возникавшего из-под резца мраморного исполина: «Да говори же ты, говори, черт тебя подери!»
И в пору зрелости, и на склоне лет приходилось Донателло работать на чужбине. В молодости, чтобы пополнить запас творческих впечатлений, воспринять все достойное из созданного в скульптуре, он вместе с Брунеллески, флорентийским архитектором, скульптором и ученым, совершил путешествие в Рим. В Падую мастер отбыл в 1443 году, когда им уже были созданы рельефы для старой сакристии (ризницы) церкви Сан-Лоренцо и установлен в дворцовом дворике правителя Флоренции Козимо Медичи бронзовый «Давид» — первая в истории новой скульптуры обнаженная статуя. В Падую позвал Донателло один из флорентийских изгнанников-республиканцев. И, подобно великому согражданину Джотто, Донателло раскрыл на чужбине, после утраты Флоренцией свободы, как бы в память славному времени молодости и надежд, всю мощь своего таланта.