Высекающий жизнь из мертвого камня. Часть 1

Три грации — три Хариты — три женщины, полубогини как бы ведут невидимый танец, касаясь друг друга изящными руками с тонкими длинными пальцами. Облегающие одежды подчеркивают совершенство форм, струящиеся складки туник придают композиции изумительный декоративный эффект. Правильные, дышащие внутренним очарованием лица несколько холодны, как сама чистая красота.

Гармония трех граций, несущих чашу с сердцем Генриха II, — плод вдохновения Жермена Пилона, чье искусство вместе с творениями Жана Гужона составляет славу французской скульптуры XVI века.

Три грации
Три грации

Жермен Пилон пришел в скульптуру, когда гуманистическое представление о мире мыслителей и художников эпохи Высокого Возрождения сменялось во Франции тревожным духом контрреформации, началом религиозных войн католиков и гугенотов, ростом религиозных настроений, пришедших на смену увлеченности красотой и совершенством природы и человека.

Франциск I, страстный поклонник, коллекционер и знаток искусств, преклонявшийся перед итальянским Возрождением, его сестра Маргарита Наваррская, покровительница поэтов, способствовали процветанию того, что мы называем французским Ренессансом.

Заинтересованность сюзеренов, концентрация художественных сил вокруг двора и вкусы, диктуемые им, во многом определили изысканность и придворный характер французского искусства, так существенно отличавшегося, например, от бюргерского искусства Нидерландов и Германии. Париж становился центром, откуда исходило влияние на интеллектуальную жизнь многих стран Европы, признававших его законодателем культуры.

Ренессанс во Франции длился недолго. В 1547 году Франциск I умер. Его преемник, холодный и черствый Генрих II, был чужд ренессансным устремлениям. Феодальный кризис, противоречия веры, остатки феодального сепаратизма вылились в религиозные войны, начало которым положила Варфоломеевская ночь. Изменился характер искусства. Ощущение неустойчивости, мрачные мысли о скоротечности и бренности бытия начинают проскальзывать во многих произведениях художников и литераторов. Земная жизнь, терявшая свое очарование и радость, подменялась мистическими думами о таинственном загробном мире. Надо сказать, что художественные традиции готики, особенно ее религиозные элементы и настроения, проявлялись в искусстве Северного Возрождения то в одном, то в другом варианте.

Другие материалы