В такой же мере неотделимо от противоречий времени творчество Жермена Пилона. Достаточно вспомнить, что его резцу принадлежит один из шедевров поздней готической скульптуры — религиозная по духу «Скорбящая мадонна». Однако выдающемуся мастеру был чужд аскетизм, отрешение от жизненных благ. Если был недостаточный спрос на скульптуру, он умел получать блага из других источников, будь то служба или хорошее настроение. А в то смутное время среди опустошительного разбоя, обоюдной резни протестантов и католиков это было немаловажно.
Его современник, гугенот Жан Гужон, оказался изгнанником, всюду была вытравлена память о нем. Жермен Пилон на это время словно забыл о своей религиозной принадлежности, проявив «дипломатичность».
Люди, поглощенные распрями, взаимной враждой, искали опоры отнюдь не в прекрасном. Искусство пришло в упадок, строительство почти прекратилось. Несмотря на это, карьера Пилона была успешной, даже блестящей. Честолюбивый, упорный, расчетливый, он шаг за шагом добивался поставленных целей.
Имя двадцатилетнего Жермена упоминается в документах парижской корпорации ювелиров, где он работал в качестве модельера, но учителем его скорей всего был отец, резчик по камню, в мастерской которого он получил профессиональные навыки.
Примерно в это время Пилон устраивается на службу ко двору как подсобный мастер-скульптор. Здесь он работает у Пьера Бонтана, назначенного выполнять украшения гробницы Франциска I. Бонтан, из работ которого уцелело очень немного, был своеобразным скульптором. Несомненно, он имел влияние на Жермена Пилона. В смелых и точных штрихах его мастерства ощущается индивидуальная манера со склонностью к реальному воспроизведению, к достоверности. К примеру, его 54 барельефа на гробнице Франциска I, рисующие картины из жизни и деятельности короля, интересны как с художественной, так и с исторической точки зрения.
Статуя канцлера Рене де Бирага
Резцу Пилона приписывают скульптуру купидона, держащего перевернутый факел.
Два года спустя в Фонтенбло для сада, который разбила Мария Стюарт, Пилон создал фигуры Меркурия, Марса, Венеры и Юноны. Скульптуры были вырезаны из дерева и поэтому не сохранились до наших дней.
В то же время он не прекращал деловых отношений с ювелирной корпорацией, выполняя небольшие заказы. Известно, что наряду с другими декораторами, в числе которых источники упоминают имя Жана Гужона, он работал над украшением Парижа к въезду нового короля Карла IX, делая скульптуры для двух арок на мосту Нотр-Дам.
Надгробие Валентины Бальбиани