Высекающий жизнь из мертвого камня. Часть 3

Упоминавшиеся «Три грации», хранительницы сердца Генриха II, были выполнены скульптором в 1561 — 1563 годах. Король был тяжело ранен во время турнира и вскоре умер. Екатерина Медичи, желая увековечить память мужа, заказала надгробие. Был подготовлен также проект часовни, знаменитой ротонды Валуа в аббатстве Сен-Дени. Екатерина Медичи решила сделать часовню семейной усыпальницей. Автором и руководителем постройки был приглашенный Франциском I на службу во Францию итальянский художник Приматиччо. После его смерти в 1570 году строительство вел Батиста Андруа ди Серсо. Основные скульптурные работы в течение десяти лет выполнял Пилон, который к этому времени уже имел собственную мастерскую. Ротонда строилась долго, но из-за неурядиц так и осталась незаконченной.

Стиль, который поддерживали французские художники при выполнении надгробных памятников, резко отличался от итальянского, вспомним хотя бы капеллу Медичи во Флоренции, сделанную Микеланджело, с ее аллегорическими фигурами. Французы же следовали средневековой схеме, создавая настоящую архитектурную композицию, подобную триумфальной арке, воздвигаемой над саркофагом, на которую ставились коленопреклоненные статуи королей, и одновременно по принципу контраста на саркофаге располагали их же распростертые тела.

Надгробие было установлено в центральной части здания, разделенного тремя рядами коринфских колонн. Перед коленопреклоненными фигурами Генриха II и королевы Екатерины Медичи лежат переданные с полной точностью скульптурные изображения мертвых монархов-супругов.

Надгробие Валентины Бальбиани. Фрагмент
Надгробие Валентины Бальбиани. Фрагмент

Композиция украшена двенадцатью колоннами и стольким же числом пилястр, поднимающихся на цоколе-пьедестале. По углам стоят статуи, символизирующие четыре добродетели: Справедливость, Силу, Воздержание, Благоразумие. Нет точного указания на принадлежность их руке Жермена Пилона, но стиль и манера говорят за это.

Жермен Пилон резко переставляет акценты, смысловые ударения в традиционной композиции надгробия. Он останавливает внимание не на коленопреклоненных пышно одетых фигурах королевской четы, а на изображениях короля и королевы, лежащих на смертном одре. Их полуобнаженные фигуры исполнены глубокого драматизма.

Реалистическая достоверность облика его персонажей придает большую убедительность и остроту скорбно-задумчивой тональности образов Генриха II и Екатерины Медичи.

С анатомической точностью переданы все детали фигуры. В каждом переходе, буквально в каждом штрихе ощущается совершенное движение резца, подтверждающее мастерство ваятеля. Жермен Пилон идет от содержания образа. Перед нами только что павший в поединке воин. Еще чувствуется сила его тела, но безжизненно откинутая голова говорит о победе смерти. В скульптуре нет слезливой чувствительности: мастер сдерживает накал эмоций. Красота форм сглаживает тягостные впечатления от изображения смерти.

Другие материалы