Высекающий жизнь из мертвого камня. Часть 4

Лицо короля Генриха II исполнено благородства и красоты спокойствия. По всей видимости, это прямой портрет короля, и, как считают, один из лучших. Королева, лежащая в грациозной естественной позе, предстает женщиной в расцвете молодости. Она словно погружена в сон, забытье. Пилон передает в камне нежную гладкость ее лица, изящные завитки волос, мягкую текучесть складок покрывала.

Определенную смысловую роль несут четыре барельефа из белого мрамора, расположенных по сторонам цоколя. Это композиции, аллегорически изображающие Веру, Надежду, Милосердие и Добрые деяния.

Вера — полулежащая женщина — опирается на крест, фигурой и одеждой напоминает светлые образы пилоновских Харит. Надежда сидит на ступеньках здания, протягивая кубок, из которого приходят испить верующие. Фигура ее несколько тяжела. Милосердие — большая и сильная женщина, окруженная детьми, нищими и больными.

Добрые деяния представляет юная дева, указывающая верующим на символ почитания — церковь, дом, бога, который покровительствует всем добрым начинаниям.

В этих работах Жермен Пилон выступает как искусный мастер барельефа. Скульптора в них увлекает конкретность, жизненность образов. Он стремится к полному раскрытию облика человека, своего современника.

В Мане, в старом бенедиктинском аббатстве, в церкви Нотр-Дам де ла Кутюр находится одно из лучших произведений Жермена Пилона, беломраморная статуя богоматери с ребенком. Она должна была украшать главный алтарь часовни в аббатстве Сен-Дени.

Дева Мария изображена стоящей в естественной позе с младенцем Иисусом на руках. Скульптура способна тронуть и жестокосердного человека. Лицо Марии задумчиво, отстранено от всего земного и суетного. Она удивительно естественна в своем горе, знании трагической судьбы того, кто покоится у нее на руках.

В своих зрелых произведениях добившийся влияния при дворе Пилон (положение художника нередко определяет его возможности) освобождает скульптуру от подчиненной декоративной роли в архитектурном ансамбле. По его воле архитектор избегает пышности и помпезности в проекте гробницы кардинала Рене де Бирага и Валентины Бальбиани. Проще, интимнее предшественников решает Жермен Пилон эту гробницу. Потрясает реалистическая глубина образов всесильного кардинала Бирага и его жены Валентины Бальбиани.

Церковь святой Катерины, где находилась часовня с памятником, была разрушена, и основные части монумента попали в Лувр.

Композиция представляет собой два саркофага — на одном полулежит Валентина в богатом туалете из парчи, над ней купидоны с погребальными покрывалами из черного и белого мрамора. На мгновение она оторвалась от книги и задумалась. Чувствуется восхищение скульптора красотой, видимо, испытанное им в жизни при встрече с этой очаровательной женщиной, тончайшая моделировка форм, передающая нежность кожи и упругость локонов, пенность струящейся наколки и плотность узорчатой парчи.

Другие материалы