Высекающий жизнь из мертвого камня. Часть 5

На другом надгробии контрастная по сравнению с полной жизни Валентиной Бальбиани фигура Рене де Бирага. Он стоит на коленях перед аналоем, сложа руки в традиционной позе молящегося. Тяжелое одеяние, ниспадающее вокруг него, образует сзади длинный волнообразный змеевидный шлейф. Беспокойные, напряженные ритмы складок вносят ощущение преодоления, борьбы. Глубокие складки следуют основным линиям силуэта. Пилон со всей беспощадностью передает тупое упорство, властность, цинизм одного из итальянских проходимцев, сделавших карьеру при дворе Екатерины Медичи.

Кардинал слегка наклонил голову. Покатый и очень высокий лоб, обтянутый морщинистой кожей, так же как и скулы, складки под маленькими глазами, тонкие губы, усы и короткая борода, короткие, слегка вьющиеся волосы. Руки старика с агрессивно устремленными вперед пальцами, затаенность, одновременно хитрость и благодушие в фигуре, собранной и смиренной, выразительно передающей характер итальянских дипломатов, приближенных к французскому Двору.

Это одна из лучших скульптур XVI века. Тщательно сделаны мельчайшие детали, доведенные до законченной глубины выражения физической и духовной индивидуальности. В скульптуре буквально ощущается резкая и уверенная рука достигшего совершенства мастера.

Пилон создал реалистические по своей сути портреты людей, живших в шестнадцатом веке, доказав свое высокое мастерство и в этом жанре пластики.

Генрих II представлен увенчанный лавром, в железном панцире, на его груди колье ордена Сен-Мишеля. В портрете важность и значительность. Скульптор придает правильному лицу оттенок наигранной кротости и спокойствия. Тщательно выполнены детали, украшения, складки, холеные борода и усы. Во всем этом ключ к познанию холодного деспотичного характера короля.

Бюст Карла IX. Непокрытая голова, острая бородка, панцирь, украшенный богатым резным декором, колье и тяжелые складки манто. Нерешительный, двуличный. Изможденное и опустошенное лицо, в чертах которого непроходящая усталость.

Вождь католиков Жан де Марвийе, епископ Орлеанский, с 1568 года канцлер Франции. Перед нами — реальный скрупулезно выполненный, возможно с посмертной маски, портрет. Закрытые глаза, обострившиеся черты лица, которое уже отмечено печатью смерти.

Великий талант Жермена Пилона представил миру полную, беспощадную правду о королях, их придворных, князьях церкви.

Другие материалы