...1903 год. В академической мастерской Мештрович работает над фигурой женщины с ребенком. Он стремится выразить в скульптуре национальные чувства, придать ей черты простых далматинских женщин.
Вырезанная из дерева в натуральную величину, она вызвала у членов художественного совета серьезные сомнения. Смущала некоторая «грубость» женской фигуры, хотя нарушений в пропорциях, законах анатомии и композиции не было.
После долгих споров было принято решение выставить скульптуру за занавесом, но так, чтобы ее было видно только с одной стороны. Однако это привлекло к скульптуре больший интерес, нежели если она была бы выставлена в центре большого зала. Вокруг молодого мастера и его работы разгорелись оживленные дискуссии. А вскоре последовало предложение участвовать в выставке венского Сецессиона.
Организованный в 1893 году группой венских художников и архитекторов Сецессион (буквально — «уход», «откол») в начале XX столетия играл важную роль в культурной жизни Вены. Его участники восстали против рутины, царившей в академии, стремясь утвердить в искусстве новые направления.
В выставочном зале, построенном по проекту Йозефа Ольбриха, одного из основателей Сецессиона, неподалеку от академии, устраивались выставки. Они знакомили венцев со всем новым, что происходило в европейском изобразительном искусстве.
Многие из художников стали задумываться о назначении искусства, о его связи с жизнью. И конечно, прогрессивные идеи этого направления были близки Мештровичу.
Познакомившись на выставках с работами Карла Миллеса, Константина Менье и особенно Огюста Родена, молодой скульптор загорелся мыслью создать произведение большого философского содержания, в котором бы отразились боль и печаль жаждущего справедливости человека. Он обращается к личности великого русского писателя Льва Толстого. Нужно сказать, что это был смелый шаг для двадцатилетнего художника, трудная, но и желанная работа.
И потому скульптор строго отбирал каждую деталь, каждый штрих, помогавшие раскрытию образа, жившего в его душе.
Великий русский писатель. Борец, правдоискатель... Скульптор воплотил в портрете характерные черты Л. Н. Толстого и все то, что было близко и дорого ему самому в людях, что соответствовало его представлениям о великом писателе. Он отказался от всего лишнего, мешающего выявлению главного — философской сути Толстого. Склоненная в глубоком раздумье голова, крепко сцепленные руки выполнены скупыми, но выразительными средствами. Это прежде всего мыслитель и художник.
Портрет Толстого принес Мештровичу широкую известность. На выставках он всегда привлекал внимание зрителей, Однако скульптору хотелось раздвинуть стены выставочных залов, выйти со своим искусством на простор площадей и улиц.
В 1905 году Иван Мештрович создает «Фонтан жизни», установленный в 1910 году в Загребе у здания Национального театра.
...Вокруг широкой чаши источника сидят люди. У каждого из них свои мысли, свои радости и тревоги. Одна фигура сменяет другую, развивая и дополняя мысль автора о человеческой судьбе, полной надежд и разочарований, радостей и горестей. Безоблачное детство, счастливая юность, зрелость и старость. Безмятежно спящий ребенок, жизнь которого впереди. Рядом — влюбленная пара. Они молоды и счастливы, и мир кажется им прекрасным. Но отчего неподалеку сидит женщина, в отчаянии обхватившая голову руками? Что тяготит ее? Разлука, боль, потеря? И вот уже к человеку подкралась старость. Ее символизирует фигура пожилого мужчины, сосредоточенно глядящего в глубь источника. Может быть, там, на дне, таится смысл прожитой жизни?
Конечно, в «Фонтане жизни» еще сильно ощущалось влияние Родена, с которым Иван Мештрович был очень дружен в те годы, но, несмотря на это, было уже ясно, что в искусство пришел большой художник с философским складом мышления, склонный к остропсихологическим сюжетам и великолепно владеющий профессиональным мастерством.
Моя мать