Гений барокко. Часть 4

Одним из самых одухотворенных и реалистических портретов Бернини и всех скульптурных мраморных портретов XVII века является бюст возлюбленной мастера Констанцы Буонарелли, Перед нами молодая женщина с широко открытыми, доверчивыми и в то же время внимательными глазами. Полуоткрытый рот, наспех зачесанные назад волосы, расстегнутая сорочка на груди... Если правда, что Бернини «никогда не создавал вещи, не питая к ней исключительной любви», то в бюсте Констанцы этот принцип воплощен в полной мере.

По словам сына Бернини Доменико, его отец перед началом работы делал карандашные зарисовки свободно двигающейся и разговаривающей модели. Этот принцип художник применял в работе над портретами Боргезе, а позднее — Людовика XIV. Зарисовки делались для выяснения «сути» облика портретируемого и для передачи движения в скульптуре. Бернини говорил, «что, если человек позирует неподвижно, он никогда не бывает похожим на самого себя».

После набросков он создавал множество эскизов и моделей в глине. При этом художник считал, что при изображении кого-либо с натуры нужно уловить «то качество, которое природа не дала другим», и «необходимо выбирать особенность не безобразную, а прекрасную».

Между тем слава о художнике разносилась по всему свету. Удостоиться чести портретироваться у него добивались даже короли, предлагая мастеру большие деньги. Щедрая оплата высоких заказчиков Бернини привела к тому, что любая вещь, сделанная им, стала стоить очень дорого. Один из его слуг, по словам Бальдинуччи, впоследствии хвастался, что он вместе с семьей безбедно прожил двадцать лет на деньги, вырученные от продажи набросков и рисунков, которые он похитил у своего хозяина.

В 30 — 40-е годы Бернини по живописным полотнам изваял бюсты английского короля Карла I, французского кардинала Ришелье, герцога д'Эсте и других. Людовик XIII пригласил мастера переехать во Францию, обещая ему хорошее годовое содержание. Но Бернини отказался, ответив, что «он создан для Рима и что Рим создан для него».

В 1639 году знаменитому художнику исполнился 41 год. Папа Урбан VIII настойчиво уговаривает его жениться «не столько для того, чтобы... кто-нибудь из его потомков... подражал бы его таланту, сколько с той целью, чтобы... кто-то взял на себя заботу об его особе...». В таком случае ему «оставалось бы больше времени и досуга для занятия своим искусством». И хотя сам Бернини говорил, что «изваяния и статуи должны быть его детьми, которые и должны на многие столетия хранить о нем живую память во всем мире», в конце концов, он согласился с папой.

В 1639 году Бернини женился на Катерине Тецио, дочери римского нотариуса. Девушка не имела богатого приданого, как другие претендентки, но была очень красива, а художник «больше обращал внимание на внешность, чем на кошелек». Она умерла на семь лет раньше своего мужа, прожив с ним тридцать три года и подарив ему одиннадцать детей. По стопам отца пошел лишь один из его сыновей — Паоло Валентине, работавший в мастерской отца.

В 1644 году умер покровитель и почитатель таланта Бернини папа Урбан VIII. На престол вступил папа Иннокентий X. Это был желчный, неприветливый, хитрый, очень некрасивый человек, с оттопыренными ушами, опущенными вниз глазами. Таким запечатлел его Бернини в сделанном им в 1646 году бюсте. В то же время он придал портрету папы величавость и значительность.

Первые три года своего правления новый папа неблагосклонно относился к Бернини. Большую роль в этом сыграл бывший ученик мастера талантливый архитектор Борромини (1599 — 1667), завидовавший большим государственным заказам, которые получал его учитель. Он добился разрушения одной из звонниц собора святого Петра, построенной Бернини, убедив папу, что оседание ее якобы грозило разрушить фасад самого собора.

Другие материалы