Одним из самых одухотворенных и реалистических портретов Бернини и всех скульптурных мраморных портретов XVII века является бюст возлюбленной мастера Констанцы Буонарелли, Перед нами молодая женщина с широко открытыми, доверчивыми и в то же время внимательными глазами. Полуоткрытый рот, наспех зачесанные назад волосы, расстегнутая сорочка на груди... Если правда, что Бернини «никогда не создавал вещи, не питая к ней исключительной любви», то в бюсте Констанцы этот принцип воплощен в полной мере.
По словам сына Бернини Доменико, его отец перед началом работы делал карандашные зарисовки свободно двигающейся и разговаривающей модели. Этот принцип художник применял в работе над портретами Боргезе, а позднее — Людовика XIV. Зарисовки делались для выяснения «сути» облика портретируемого и для передачи движения в скульптуре. Бернини говорил, «что, если человек позирует неподвижно, он никогда не бывает похожим на самого себя».
После набросков он создавал множество эскизов и моделей в глине. При этом художник считал, что при изображении кого-либо с натуры нужно уловить «то качество, которое природа не дала другим», и «необходимо выбирать особенность не безобразную, а прекрасную».
Между тем слава о художнике разносилась по всему свету. Удостоиться чести портретироваться у него добивались даже короли, предлагая мастеру большие деньги. Щедрая оплата высоких заказчиков Бернини привела к тому, что любая вещь, сделанная им, стала стоить очень дорого. Один из его слуг, по словам Бальдинуччи, впоследствии хвастался, что он вместе с семьей безбедно прожил двадцать лет на деньги, вырученные от продажи набросков и рисунков, которые он похитил у своего хозяина.
В 30 — 40-е годы Бернини по живописным полотнам изваял бюсты английского короля Карла I, французского кардинала Ришелье, герцога д'Эсте и других. Людовик XIII пригласил мастера переехать во Францию, обещая ему хорошее годовое содержание. Но Бернини отказался, ответив, что «он создан для Рима и что Рим создан для него».
В 1639 году знаменитому художнику исполнился 41 год. Папа Урбан VIII настойчиво уговаривает его жениться «не столько для того, чтобы... кто-нибудь из его потомков... подражал бы его таланту, сколько с той целью, чтобы... кто-то взял на себя заботу об его особе...». В таком случае ему «оставалось бы больше времени и досуга для занятия своим искусством». И хотя сам Бернини говорил, что «изваяния и статуи должны быть его детьми, которые и должны на многие столетия хранить о нем живую память во всем мире», в конце концов, он согласился с папой.
В 1639 году Бернини женился на Катерине Тецио, дочери римского нотариуса. Девушка не имела богатого приданого, как другие претендентки, но была очень красива, а художник «больше обращал внимание на внешность, чем на кошелек». Она умерла на семь лет раньше своего мужа, прожив с ним тридцать три года и подарив ему одиннадцать детей. По стопам отца пошел лишь один из его сыновей — Паоло Валентине, работавший в мастерской отца.
В 1644 году умер покровитель и почитатель таланта Бернини папа Урбан VIII. На престол вступил папа Иннокентий X. Это был желчный, неприветливый, хитрый, очень некрасивый человек, с оттопыренными ушами, опущенными вниз глазами. Таким запечатлел его Бернини в сделанном им в 1646 году бюсте. В то же время он придал портрету папы величавость и значительность.
Первые три года своего правления новый папа неблагосклонно относился к Бернини. Большую роль в этом сыграл бывший ученик мастера талантливый архитектор Борромини (1599 — 1667), завидовавший большим государственным заказам, которые получал его учитель. Он добился разрушения одной из звонниц собора святого Петра, построенной Бернини, убедив папу, что оседание ее якобы грозило разрушить фасад самого собора.