В пятидесятых годах Бернини начал проектировать (закончил в шестидесятых годах) небольшую церковь Сант Андреа аль Квиринале, где фасад и интерьер строятся на столкновении выпуклых и вогнутых форм. Автор считал ее своей наиболее удачной архитектурной работой. Здание представляет собой овальную в плане постройку, перекрытую куполом. Внутри пространство обогащено четырехугольными и овальными нишами, алтарное сооружение небольшое, а купол украшен в нескольких местах скульптурными группами. Фасад проработан детально и богато, но с небольшим количеством скульптурных украшений. Ограда в виде эллипса подчеркивает вход, сильно выступающие карнизы создают густые падающие тени.
Динамичная форма овала, непрерывная изменчивость кривизны — основная композиционная мысль этой постройки.
Доменико пишет, что однажды, зайдя в этот храм, увидел отца, с удовольствием разглядывающего там каждую мелочь. На вопрос, что он здесь делает один и втихомолку, Бернини-старший ответил: «Сын мой, из всех моих архитектурных произведений я только от этого испытываю в глубине моей особое удовлетворение и часто прихожу сюда для отдыха и чтобы утешаться, глядя на свою работу».
Это высказывание необычно для мастера, который никогда не был удовлетворен своими произведениями, считая, что они намного уступают той красоте, которую он создавал в своем уме.
Неудивительно поэтому, что однажды, проезжая по площади Навона и увидев свой фонтан, он в негодовании задернул занавески в своей карете и сказал: «О, как мне стыдно, что я работал так плохо!» Так проявлялась обычная неудовлетворенность гения. Бернини очень серьезно работал над проектами фонтанов. В XVII веке начал формироваться новый тип фонтана. Внешняя неустойчивость, невозможная для эпохи Возрождения, становится их характерной чертой. Барокко отказывается от симметрии, постамента, вводит в композицию фонтана свободно стоящие фигуры, подчиняет сооружение мотиву падающей воды. Руководствуясь этими принципами, Бернини построил два фонтана на площади Навона — большой фонтан «Четырех Рек» и малый «Иль Моро», фонтан «Тритон» на площади Барберини.
Фонтан "Четырех рек" на площади Навона в Риме
В шестидесятых годах Бернини создает парадную, виртуозно исполненную «Скала Реджа» (Королевскую лестницу) в Ватикане (1663 — 1666 гг.), предназначенную для оформления выхода папы к придворным. В 1665 году мастер заканчивает величавый и монументальный дворец Киджи. В проекте этого дворца мастер применил метод Микеланджело в центральном здании на Капитолийском холме и связал светскую архитектуру Рима XVII века со зрелым этапом римской архитектуры Возрождения.
В 1644 году во Франции был объявлен конкурс на проект восточного фасада Лувра. Король Франции Людовик XIV направил Бернини письмо, в котором просил мастера оценить представленные проекты и дать свой. Вариант, присланный художником, понравился королю, и он пригласил его в Париж.
Бернини в ту пору было почти 68 лет. Он боялся длинной дороги. Кроме того, ему было очень тяжело оставить работу над «Кафедрой» в соборе святого Петра. Но папа рассматривал его поездку как дипломатическую миссию для установления близких отношений папского двора с абсолютной монархией Людовика XIV.
Вместе с Бернини поехали его сын Паоло, а также ученики — Маттиа деи Росси и Джулио Чезаре. На всем пути следования в Париж художнику оказывали почести, как коронованной особе. Во Франции его повсюду сопровождал виконт Шантелу, образованный и благожелательный человек, отлично знавший итальянский язык, оставивший подробный дневник о пребывании художника во Франции.
Но эта поездка оказалась для мастера неудачной. Он предложил снести весь комплекс старого Лувра, отдельные части которого строились в разные века, и построить новый дворец с большим внутренним двором, окруженным лоджиями. Это не соответствовало французскому климату и шло вразрез с национальными традициями. Проект Бернини был отклонен, и, несмотря на подарки, почести, пожизненную пенсию, которую Людовик XIV пожаловал художнику и его сыну Паоло, Бернини покинул Францию оскорбленным.
Последние работы художника, созданные им по возвращении на родину, не прибавили ничего к его славе, кроме одной. Это автопортрет — Бернини в старости. С беспощадной правдой изваял скульптор глубокие морщины на лбу, запавшие глаза, старческую кожу под подбородком, лысеющую голову. И только живые внимательные глаза напоминают того прекрасного юношу с орлиным взглядом, каким был когда-то Лоренцо.
В середине ноября 1680 года Бернини, по свидетельству Бальдинуччи, заболел ползучей лихорадкой, которая осложнилась кровоизлиянием в мозг, нанесшим ему первый удар. После первого удара Лоренцо стал заикаться, а после второго потерял речь, понимали его только близкие люди по знакам, которые он подавал. «Рим оплакивал великую утрату, и дом его наполнился многими высокопоставленными особами и людьми всякого звания», которые хотели узнать о состоянии здоровья художника.
Только девять дней не дожил мастер до своего восьмидесятидвухлетия. 28 ноября 1680 года около полуночи умер великий скульптор и архитектор, национальная гордость Италии — Джованни Лоренцо Бернини. Тело художника было торжественно перенесено в церковь Санта-Мария Маджоре, где находилась усыпальница его семьи.