Искусство не терпит покоя. Часть 4

Шедевр реалистической скульптуры — «Бронзовый век», экспонированный в Салоне 1878 года, защитники академизма тоже поставили вне искусства: дескать, это простой слепок с натурщика.

Бронзовый век
Бронзовый век

Да, действительно, одухотворенная фигура стройного, оживленного движением юноши остро конфликтовала с «пустотелыми куклами академизма, скованными могильным холодом»: вот так прямо, беспощадно характеризовал Роден творения академистов. Да, действительно, один взгляд на трепетное изваяние красивого обнаженного тела вызывал ассоциации, мысли о прекрасном живом облике юного, стройного натурщика. Да, помимо большой философской содержательности, было и это в скульптуре Родена «Бронзовый век». Ну и что?! Кому не известно, что ханжам всех времен видится нечто стыдное в обнаженном человеческом теле. А по-моему, это самое прекрасное из всего, что есть сущего на свете! И Роден всю жизнь исповедовал такую веру! Исповедовал, приобретая великое множество сторонников...

В свое время Роден подарил Петербургской академии отливку «Бронзового века»; дар был принят с кислой улыбочкой — ханжи и рутинеры ведь везде одинаковы... Искусство Родена оказалось тем динамитом, который взорвал устои академизма. Однако «Бронзовый век» художнику пришлось защищать от клеветы документами и свидетельскими показаниями. Последующие же его работы: «Идущий человек», «Иоанн Креститель», «Граждане Кале» — перешагнули через поверженный академизм.

Вдохнув в свои статуи жизнь, Роден заставил их двигаться. «Фигуры, бюсты, группы, то есть все существа, созданные им, живут и трепещут, — писал современник Родена Анатоль Франс. — Никто до него так не оживлял инертное вещество. Его необычайная концепция охватила все, от резких судорог всего тела до неуловимой дрожи в лице. Его искусство не терпит покоя. Все его большие фигуры изображены в ходьбе».

Роден становится непревзойденным мастером естественного жеста. А это искусство не приходит само собой. На протяжении всей своей долгой жизни Роден рисует и лепит натурщиков, не позирующих, а самым естественным образом расхаживающих или сидящих у него в мастерской.

Утверждая эстетическую ценность изваянного движения, Роден открывает в скульптуре все новые и новые выразительные возможности и в то же время опровергает рассчитанное «равновесие» — статику академистов. Его увлекает возможность повысить эмоциональное звучание скульптуры, передать тончайшие нюансы мысли за счет светотеневой моделировки. Лепка его и впрямь лучезарна, живописна, трепетна. К тому же он все больше работает теперь в глине, доверяя лишь одному инструменту — чутким пальцам скульптора.

Казалось, Роден выразил в скульптуре всю — мыслимую красоту. И дошел до той черты, где светотеневая лепка обретает уже чрезмерную самостоятельность, растворяя в себе конструктивную основу образа. Однако здоровее чувство реалистической формы и огромный опыт не позволили скульптору перешагнуть "ту границу, за которой начинается дематериализация образа, И здесь Роден тоже был первопроходцем. Он практически выявил возможности современной пластики. Редкостная работоспособность помогла ему на деле проверить границы взаимопроникновения, взаимоотдачи скульптуры и архитектуры, скульптуры и живописи.

Другие материалы