Дуниковский создает серию женских скульптурных образов. Это монументализированные портреты-типы: «Американка», «Француженка», «Полька». Все большее место в его творчестве занимают стилизация и декоративность. «Голова греческого певца», которую скульптор вылепил за несколько часов, отличается четкими скульптурными объемами. Это памятник непокоренному величию народа Греции.
«Более двух-трех сеансов я не работаю над портретами, — говорил о себе скульптор, — потому что потом начинаю переделывать, исправлять и могу все испортить».
Друзей удивляет трудоспособность Ксаверия. Он мог работать по 16 часов в сутки. Такая нагрузка требовала, естественно, жесткого режима. Дуниковский изучает философско-этическую систему йогов, заимствует для себя сложный комплекс физических упражнений...
В 1923 году Ксаверий Дуниковский возвращается в Польшу. С неудержимой силой его потянуло в древний Краков, где он родился 24 ноября 1875 года. В этом городе, «славянском Риме», по выражению Адама Мицкевича, прошло его детство. Ксаверий Францишек был единственным ребенком в семье. Его отец — служащий-железнодорожник. Мать — образованная женщина, тонко чувствующая искусство, занималась воспитанием сына. В доме мальчика окружала музыка. Сама атмосфера древнего Кракова формировала художника-патриота.
Краков. Его Краков. С замиранием сердца узнавал он узкие улочки, готические костелы и ренессансные дома, овеянные историческими ветрами. Вот его альма-матер — Академия художеств, которую он окончил в 1889 году. Отсюда Дуниковский решительно шагнул в мир искусства: его дипломная работа — «Портрет художника Генриха Щиглинского» — получила золотую медаль. И с этих пор ИАЛЯ Дуниковского часто повторяется в художественной среде.
...Скульптор с наслаждением бродил по старому городу. Прошел мимо Старого рынка, мимо пестрых торговых рядов Сукенниц, спустился по Каноничьей улице к Вавельскому холму. Здесь на крутом склоне стоял королевский дворец — свидетель былого величия Польши. Белая мраморная лестница вела в парадные залы дворца, Особенно привлекал скульптора Посольский зал. Из деревянных кессонов высокого потолка смотрели на него «Вавельские головы» — портретная галерея XVI века. Он и не думал, что эта встреча окажется для него столь важной: впоследствии «головы» займут значительное место в его творчестве.
В 1925 году в Кракове приступили к реставрации Вавеля. Дуниковскому предложили принять участие в реставрационных работах и вырезать из дерева 150 портретов-голов, чтобы заполнить пустые кессоны Посольского зала, который предназначен для торжественных приемов и некогда был украшен 194 изваяниями, вырезанными из липового дерева в натуральную величину. Здесь и польские шляхтичи, и немецкие рыцари, горожане, ремесленники, лица королевской фамилии, различные аллегорические персонажи — «голова с бараньими рогами», «голова с крыльями»... «Головы» удивляли своеобразием ярких характеров, очень живо переданных. На протяжении девятнадцатого века воспоминания о «Вавельских головах» жили в народной памяти. Абсолютное большинство «голов» не сохранилось. Их предстояло воссоздать.
Прежде чем приступить к реставрационной работе, Ксаверий Дуниковский изучает эпоху, собирает исторические материалы, читает описания нравов и обычаев того времени. Пятидесятилетний скульптор ощутил прилив новых сил, подъем творческой энергии. «Вавельские головы» представлялись ему огромной портретной галереей исторических персонажей прошлого и людей нового времени. Можно сказать, что парижский период в его жизни и творчестве (и ранний краковский) были подготовкой для такой серьезной работы. За 1925 — 1929 годы он изваял 67 «голов» исторических личностей.