«...Монументальность! Это моя страсть...». Часть 5

В 1949 году в Москве на выставке произведений искусства Польской Народной Республики суровые, мужественные кариатиды памятника потрясли зрителей своей мощью и выразительностью.

«Форма меняется в связи с идеей, — говорил Дуниковский в 1955 году. — Если мы попробуем внимательно приглядеться к нашему времени — эпохе революций и великих перемен, — то увидим, какие необыкновенной мощности стимулы заложены в нем. Они заставляют художника искать новые формы. Эмоции нашего времени немыслимо выразить ни старыми категориями, ни слепками с форм разных исторических эпох... Современную революционную идею невозможно выразить в формах пятидесятилетней или тысячелетней давности».

Полный жизненных сил скульптор задумывает новые произведения. В самый разгар работы над «Памятником силезским повстанцам» воевода Ольштына пригласил его для сооружения «Памятника Советской Армии». Старый скульптор с восторгом принял это предложение.

«Я глубоко тронут приглашением не только как художник, но и по личным мотивам, ибо я остаюсь в долгу перед Советской Армией. Она пришла ровно за два часа до нашей гибели, спасая жизнь, в частности и меня. Если я нахожусь здесь, между вами, если я опять могу творить, если я дожил до нового, великолепного времени социальной справедливости, то этим я обязан Советской Армии».

На невысоком постаменте два гранитных пилона. Врезанным рельефом на одном из них изображена мощная по тому времени техника Советской Армии: танки, дула орудий. В другом — вырублена фигура советского солдата.

Труд скульптора по достоинству оценили в Польше. В 1948 году он первый получил

Государственную премию за свою деятельность и орден ПНР — «Строитель Народной Польши». Дуниковский работает над сооружением монументальных памятников, прославляя народ, творит для самого массового зрителя. Но все настойчивее всплывают перед глазами скульптора, как страшные видения, кошмары Осзенцима, и Дуниковский понимает, что должен воспроизвести их в картинах. Талант живописца проявился у него в 60-летнем возрасте. Только близкие друзья знали о его новом пристрастии. И вот на пороге своего 78-летия Дуниковский создает освенцимский цикл, который стал тяжелым обвинением бесчеловечной сущности фашизма.

Одновременно Дуниковский работает в скульптуре. Четверть века спустя он вновь обращается к «Вавельским голозам». На протяжении десяти лет скульптор вылепил из глины, вырезал из дерева, отлил из бронзы около 50 портретов. Дуниковский ставит задачу снова создать галерею выдающихся деятелей Польши, людей науки и искусства. Им сделаны портреты Мицкевича, Шопена, Складовской-Кюри, польских революционеров — Мархлевского, Врублевского, Варынского, Дзержинского...

Последним монументальным произведением Дуниковского был «Памятник солдату I Армии» — памятник польским вооруженным силам, тем, кто погиб за освобождение Польши. Дуниковский не присутствовал при открытии памятника 12 октября 1963 года. Тяжело больной скульптор отметил свое 88-летие в госпитале. 26 января 1964 года он умер.

Лучшим памятником самому скульптору стал старинный варшавский особняк, где был открыт музей его работ, свидетельствующих о неутомимом творчестве и неистощимой мысли художника.

Фредерик Шопен. Из цикла
Фредерик Шопен. Из цикла "Вавельские головы"

Другие материалы